Сибирские огни, 1986, № 1
их искусство. По берегам Ангары, Оби, То. ми, Енисея, Лены обнаружены целые гале реи наскальных росписей — писаниц, сде ланных во времена неолита — 8—5 тысяч лет назад. Некоторые острова на Ангаре сплошь покрыты рисунками художников каменного века. Это в основном изображе ния зверей, рыб, а также бытовых сцен. Причем писаницы выполнены на камне, и, конечно, не одним человеком — поколени ями талантливых людей. Потому что работа над одним таким изображением занимает многие месяцы, а рисунков — сотни, тысячи, и относятся они к разному времени. Пора жает мастерство первобытных художников: все делалось сразу в твердом материале, на века и тысячелетия. Высокая культура сибирских народов прослеживается и в последующее время. В 20—30-х годах проводились раскопки Пазырыкских курганов на Алтае. Они за мечательны обилием и разнообразием па мятников самобытного художественного творчества племен, близких по культуре скифам Причерноморья. Вечная мерзлота донесла до нас в небывалой сохранности погребения людей вместе с лошадьми, мно гочисленными предметами быта, домашней утвари, декоративно-прикладные изделия, относящиеся к V—III векам до нашей эры. Сохранилась даже деревянная колесница, сделанная без единого гвоздя, для четверки упряжных лошадей. Пазырыкские находки относятся к' выдающимся экспонатам соб рания Государственного Эрмитажа, свиде тельствуют о широких культурных связях народностей Алтая. Раскопки свидетель ствуют не только о связях, но и о преемст венности культур древнего и аборигенного населения. В последние годы ведутся рас копки «малых» Пазырыкских курганов-за хоронений простых общинников. Удивитель ные деревянные и глиняные сосуды, орна мент на коже и дереве и многое другое бы ло пронесено через многие столетия, сохра нилось и существует сегодня у алтайцев и тувинцев. Многочисленные научные исследования говорят также о необыкновенной ориги нальности и самобытности коренного насе ления Дальнего Востока, что связано с наследованием многих элементов в искус стве, духовной культуре, в живой связи традиций многих сотен поколений. У на найцев, ульчей, удэгейцев, живущих по берегам Амура, например, в поделках из бересты, аппликациях на одежде, головных уборах, рукавицах мы видим те же самые, прошедшие через века сюжеты: знаменитую «амурскую спираль», встречающуюся на глиняных первобытных сосудах, маски- личины, затейливые узоры-плетенки, орна мент в виде рыбьей чешуи, которые быто вали у населения 5—6 тыс. лет назад. Оче видна непрерывность развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока. И это еще одно доказательство, что не сущест вовало народов без культуры и вне истории. В одной статье трудно рассказать о вбем многообразии и оригинальности древних культур Северной Азии, ставших известными миру благодаря работам наших археологов. А из сказанного выше может даже сло житься впечатление, что Сибирь и Дальний Восток были каким-то особым культурным центром. Отнюдь! У нас полная уверенность в том, что во всех уголках нашей страны, издавна заселенных человеком, земля хра нит неисчислимые сокровища прошлого. Только взять их, увидеть не так-то просто. Требуется огромный и кропотливый труд, гигантская черновая работа, которая почти всегда предшествует удивительным откры тиям. Только постепенно, шаг за шагом, от одного факта к другому начинает склады ваться красивая и величественная картина сделанного сотнями и тысячами предшест вующих поколений. Археология Сибири и Дальнего Востока сегодня на подъеме. Но сколько еще пред стоит сделать, сколько новых и удивитель ных открытий ждет археологов в будущем! С приходом в Сибирь русских богатейшее культурное наследие коренных народов, имеющих глубинные истоки, не исчезло, а продолжилось и умножилось. Именно с тех пор начался важнейший исторический про цесс, в результате которого за короткий срок русская культура, обогащенная куль турой коренных народов, быстро распро странилась от Урала до Тихого океана. За Ермаком, о котором Н. М. Карамзин ска зал, что он «был роду безвестного, но ду шою великой», потянулись другие ватаги крестьянской вольницы. Это именно она, безвестная крестьянская вольница, пролега ла пути сквозь тайгу и тундру, шла через волоки, по малым и великим сибирским рекам, двигалась неутомимо и неудержимо навстречу солнцу, на восток и на север Сибири. Это он, крестьянин, мастер на все руки, строил переправы, рубил остроги и города, вышел к Тихому океану, на Саха лин и Курилы, Камчатку и Аляску — Рус скую Америку. Много было в те годы одаренных и сме лых людей, оставивших заметный след в истории сибирской культуры. Но немногие оставили память в истории. Если говорить о XVIII веке, одним из таких людей необык новенного таланта и широты знаний был Семен Ульянович Ремезов. Историки назы вают его историком, этнографы — этногра фом. Он был первым сибирским архитекто ром и градостроителем, художником и кар тографом. Замечательным произведением графического искусства, где удачно соче тались научное исследование и художест венное дарование, стал его «чертеж всей Сибири» — первая карта, -куда нанесены крупные реки и озера края, города и остро ги, достопамятные места. Как во все времена и у всех народов, художественные ценности в Сибири созда вались руками простых людей. Об отмен ном вкусе безвестных древцих зодчих дает представление, например, Спасо-Зашивер- ская церковь, построенная в 1700 году в городе Зашиверске на Индигирке, за Север ным полярным кругом. Поражает не только строгая выразительность, ясность пропор ций, пластичность этого историко-культур ного памятника, но и выбор места для- постройки церкви с его необыкновенной красотой и удивительной природной акус тикой. В Сибирь пришли талантливые и трудо любивые люди. И благодаря их творческо му труду, под влиянием культуры русского народа, помноженной на опыт и традиции коренных народов, в XVII—ХѴІІІ веках идет быстрый процесс первоначального осво- 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2