Сибирские огни, 1986, № 1

их искусство. По берегам Ангары, Оби, То. ми, Енисея, Лены обнаружены целые гале­ реи наскальных росписей — писаниц, сде­ ланных во времена неолита — 8—5 тысяч лет назад. Некоторые острова на Ангаре сплошь покрыты рисунками художников каменного века. Это в основном изображе­ ния зверей, рыб, а также бытовых сцен. Причем писаницы выполнены на камне, и, конечно, не одним человеком — поколени­ ями талантливых людей. Потому что работа над одним таким изображением занимает многие месяцы, а рисунков — сотни, тысячи, и относятся они к разному времени. Пора­ жает мастерство первобытных художников: все делалось сразу в твердом материале, на века и тысячелетия. Высокая культура сибирских народов прослеживается и в последующее время. В 20—30-х годах проводились раскопки Пазырыкских курганов на Алтае. Они за­ мечательны обилием и разнообразием па­ мятников самобытного художественного творчества племен, близких по культуре скифам Причерноморья. Вечная мерзлота донесла до нас в небывалой сохранности погребения людей вместе с лошадьми, мно­ гочисленными предметами быта, домашней утвари, декоративно-прикладные изделия, относящиеся к V—III векам до нашей эры. Сохранилась даже деревянная колесница, сделанная без единого гвоздя, для четверки упряжных лошадей. Пазырыкские находки относятся к' выдающимся экспонатам соб­ рания Государственного Эрмитажа, свиде­ тельствуют о широких культурных связях народностей Алтая. Раскопки свидетель­ ствуют не только о связях, но и о преемст­ венности культур древнего и аборигенного населения. В последние годы ведутся рас­ копки «малых» Пазырыкских курганов-за­ хоронений простых общинников. Удивитель­ ные деревянные и глиняные сосуды, орна­ мент на коже и дереве и многое другое бы­ ло пронесено через многие столетия, сохра­ нилось и существует сегодня у алтайцев и тувинцев. Многочисленные научные исследования говорят также о необыкновенной ориги­ нальности и самобытности коренного насе­ ления Дальнего Востока, что связано с наследованием многих элементов в искус­ стве, духовной культуре, в живой связи традиций многих сотен поколений. У на­ найцев, ульчей, удэгейцев, живущих по берегам Амура, например, в поделках из бересты, аппликациях на одежде, головных уборах, рукавицах мы видим те же самые, прошедшие через века сюжеты: знаменитую «амурскую спираль», встречающуюся на глиняных первобытных сосудах, маски- личины, затейливые узоры-плетенки, орна­ мент в виде рыбьей чешуи, которые быто­ вали у населения 5—6 тыс. лет назад. Оче­ видна непрерывность развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока. И это еще одно доказательство, что не сущест­ вовало народов без культуры и вне истории. В одной статье трудно рассказать о вбем многообразии и оригинальности древних культур Северной Азии, ставших известными миру благодаря работам наших археологов. А из сказанного выше может даже сло­ житься впечатление, что Сибирь и Дальний Восток были каким-то особым культурным центром. Отнюдь! У нас полная уверенность в том, что во всех уголках нашей страны, издавна заселенных человеком, земля хра­ нит неисчислимые сокровища прошлого. Только взять их, увидеть не так-то просто. Требуется огромный и кропотливый труд, гигантская черновая работа, которая почти всегда предшествует удивительным откры­ тиям. Только постепенно, шаг за шагом, от одного факта к другому начинает склады­ ваться красивая и величественная картина сделанного сотнями и тысячами предшест­ вующих поколений. Археология Сибири и Дальнего Востока сегодня на подъеме. Но сколько еще пред­ стоит сделать, сколько новых и удивитель­ ных открытий ждет археологов в будущем! С приходом в Сибирь русских богатейшее культурное наследие коренных народов, имеющих глубинные истоки, не исчезло, а продолжилось и умножилось. Именно с тех пор начался важнейший исторический про­ цесс, в результате которого за короткий срок русская культура, обогащенная куль­ турой коренных народов, быстро распро­ странилась от Урала до Тихого океана. За Ермаком, о котором Н. М. Карамзин ска­ зал, что он «был роду безвестного, но ду­ шою великой», потянулись другие ватаги крестьянской вольницы. Это именно она, безвестная крестьянская вольница, пролега­ ла пути сквозь тайгу и тундру, шла через волоки, по малым и великим сибирским рекам, двигалась неутомимо и неудержимо навстречу солнцу, на восток и на север Сибири. Это он, крестьянин, мастер на все руки, строил переправы, рубил остроги и города, вышел к Тихому океану, на Саха­ лин и Курилы, Камчатку и Аляску — Рус­ скую Америку. Много было в те годы одаренных и сме­ лых людей, оставивших заметный след в истории сибирской культуры. Но немногие оставили память в истории. Если говорить о XVIII веке, одним из таких людей необык­ новенного таланта и широты знаний был Семен Ульянович Ремезов. Историки назы­ вают его историком, этнографы — этногра­ фом. Он был первым сибирским архитекто­ ром и градостроителем, художником и кар­ тографом. Замечательным произведением графического искусства, где удачно соче­ тались научное исследование и художест­ венное дарование, стал его «чертеж всей Сибири» — первая карта, -куда нанесены крупные реки и озера края, города и остро­ ги, достопамятные места. Как во все времена и у всех народов, художественные ценности в Сибири созда­ вались руками простых людей. Об отмен­ ном вкусе безвестных древцих зодчих дает представление, например, Спасо-Зашивер- ская церковь, построенная в 1700 году в городе Зашиверске на Индигирке, за Север­ ным полярным кругом. Поражает не только строгая выразительность, ясность пропор­ ций, пластичность этого историко-культур­ ного памятника, но и выбор места для- постройки церкви с его необыкновенной красотой и удивительной природной акус­ тикой. В Сибирь пришли талантливые и трудо­ любивые люди. И благодаря их творческо­ му труду, под влиянием культуры русского народа, помноженной на опыт и традиции коренных народов, в XVII—ХѴІІІ веках идет быстрый процесс первоначального осво- 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2