Сибирские огни, 1986, № 1
носорога. Разнообразен инвентарь Малой Сын: концевые скребки из пластин с кру тым и высоким рабочим краем, пластины с широкими выемками по сторонам, наконеч ники копий из кости, резцы, проколки и гравировальные инструменты, ножи и дру гие орудия труда и вооружения. Немалые споры вызвало искусство Малой Сыи. По мнению Ларичева, на этом поселе нии представлены образцы, относящиеся к «мобильному искусству:», или «искусству малых форм». Он выделяет следующие ос новные, характерные для них виды: скульп тура, барельеф, гравюра, выбивка или. сво его рода «чеканка» тонкой или грубой ретушью и живописные изображения, вы полненные на поверхности камня минераль ной краской различных оттенков красного цвета, а также желтого, черного и зеленого. Для искусства Малой Сыи характерно не только разнообразие его видов, но также отчетливо выраженное своеобразие техниче ских приемов. Скульптурные и барельефные изображения, выполненные в камне методом оббивки, при окончательной их отделке и оформлении наиболее существенных деталей дополнялись гравировкой, выбивкой и в большинстве случаев раскрашивались. Наиболее часты здесь изображения ма монта, орла и черепахи. Они более других представлены среди находок, а в сложных сюжетных композициях занимают централь ное место. Скульптуры ■мамонтов изготов лялись из небольших пластинчатых отщепов и сколов, которые иногда окрашивались красной и коричневой краской. Как я уже говорил, отношение специа листов к искусству Малой Сыи далеко не однозначно. Некоторые даже считают, что немало предметов, классифицированных как произведения искусства,— случайных. Даль нейшие исследования памятника (а датиро ван он на основании радиоуглеродного ана лиза — более 33 тысяч лет) позволят отве тить на этот вопрос более определенно. Искусство первых сибиряков характери зуется еще одной важной особенностью. Впервые обратил на это внимание в 60-е годы тогда еще начинающий ученый Б. А. Фролов. Изучая орнаментальные мо тивы из Мальты и стоянки Мезин на Десне, он пришел к выводу, что в ритме их постро ения и нанесения на предмет имеются опре деленный закономерности. Чтобы выяснить, насколько закономерно присутствие число вых ритмов в искусстве палеолита, он стал рассматривать орнаментальные мотивы, встречающиеся на предметах искусства дру гих памятников. Им была разработана специальная методика анализа, исключаю щая возможность субъективных или случай-, ных суждений о ритмическом «каркасе» ор наментов. Фролов проверил и выразил статистически все способы чередования ор наментальных элементов в коллекциях па леолитической графики, собранной в СССР, прежде всего в таких крупнейших комп лексах, как Мальта и Буреть в Сибири, Кос- тенки, Авдеево, Мезин на Русской равнине. Результаты оказались во многом неожидан- 'ными и заставили предполагать не только навыкц систематического счета у доистори ческих мастеров— создателей орнамента,— нс и применение ими счета в простейших наблюдениях за циклическими процессами в природе. 138 Вначале было выяснено, что общим пра вилом для статуэток с орнаментом является центральная роль ритмов 7, 5 и 10. Само стоятельных групп из четного числа единиц орнамента, кроме входящих в состав или сумму из этих чисел, не встречено. Таким образом, была установлена закономерность: ритмы 7, 5 и 10 присутствовали на подав ляющем большинству орнаментированных изделий Мальты, независимо от их размера, формы, назначения и мотивов самого орна мента. Объяснить это сочетание, подтверж денное примерами других коллекций палео литического искусства, случайным совпаде нием невозможно. Тем более такое сочетание наблюдалось в памятниках, да леко -отстоящих друг от друга. Следова тельно, это сочетание имеет большое само стоятельное смысловое значение. Число 7 — длительность каждой из четырех фаз Лу ны (7 суток). Кроме того, это число видимых звезд Большой Медведицы, а так же «блуждающих» светил, перемещающихся относительно звезд и видимых невооружен ным глазом: Солнце, Луна, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий. Названные светила обожествлялись, и каждому из них посвящался один день недели у многих древних народов (Вавилон, Китай и 'др.); с ним связан счет времени семидневными не делями и огромная роль «священного» числа 7 у многих народов мира. Дальнейшие исследования привели Фро лова к мысли о близости отдельных орна ментов по своему смысловому значению с традициями разных календарных систем и об умении мальтинцев и мезинцев и их совре менников разными способами учитывать время по Солнцу, Луне и, наконец, нахо дить определенные формы перехода от одно го способа к другому. В палеолите прослеживались зачатки не только счета, но и г^ометричских представ лений по обилию форм: круг, шар, квадрат, прямоугольник, меандр, спираль и т. д„ которые применяли люди той эпохи. Все это приводит к выводу, что еще в глубокой древности люди, осваивая природу, вплот ную приближались к тому уровню, с кото рого начинается расцвет математики и дру гих наук в более позднее время в земле дельческих цивилизациях древнего мира. Истоки древних культур Сибири уходят, таким образом, в глубокое прошлое. Но и далее, как говорится, не оборвалась связь времен. Начальный фундамент культуры, заложенный далекими поколениями, продол жал развиваться и совершенствоваться. В неолитическое время в Сибири и на юге Дальнего Востока происходит формирова ние двух обширных культурных центров. У племен Сибири на Енисее, Ангаре и дру гих местах происходит складывание особого охотничьего и рыболовецкого хозяйства, которое позволило им • заселить и освоить обширнейшие пространства тайги и лесо степей. -Они были настоящими номадами (кочевниками) Северной Азии. Многочис ленные погребения и поселения свидетель ствуют о высоком уровне их культуры. Ке рамика, многие типы каменных орудий этих племен известны в Северном Китае, Мон голии и других районах, что свидетельству ет о широких миграциях древних сибиряков и в неолите. Очень своеобразным и оригинальным было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2