Сибирские огни, 1986, № 1

перь же 500 «лошадей», табун целый, мо­ гут весь день простоять, а то и все десять. Из-за какой-нибудь ерунды. Двенадцать «Кировцев» в колхозе — два обязательно не участвуют в посевной или в каких иных работах. Высятся бесполезными монумен­ тами. Прежде глядишь: у комбайнера и ремни, и цепи на мостике висят, в заветном ящич­ ке — всякий инструмент и «пожарные» запчасти. Теперь же он гол, как бубен. Чтобы тот же ремень, к примеру, получить, надо обязательно сдать старый. Я одно вре­ мя думал, что они в переработку идут, оттого и строгости такие. Но, оказывается, жгут их в Сельхозтехнике, только треск стоит и чад до неба. В пору прицепных комбайнов было только две марки: «Коммунар» да «Сталинец». То же и по тракторам. И большинство деталей подходили от одного к другому, что облег­ чало снабжение, ремонт и восстановление их прямо на полосе. Не удивительно, что тогда запчасти вольными были: легче было их производство наладить. Американская компания «Джон Дир» до сего дня выпускает комб'айн одной конст­ рукции, • но с двенадцатью насадками — на разные технологические операции. Унифи­ кация — ничего не скажешь. У нас же сегодня только тракторы двад­ цати марок, и попробуй приспособь деталь от одного к другому! К-700 — и те уже че­ тырех видов. Все разные, детали к ним — тоже. Уж не выламываются ли конструкто­ ры друг перед другом: кто придумает новую машину с прежним назначением поориги­ нальней, позаковыристей, чтоб — не дай бог! — не была она похожа на изобретение соседнего конструкторского бюро? Если это так, укорот-то на них можно, наверное, найти? Почему земледелец должен распла­ чиваться за их профессиональные амбиции и припадки творческих самолюбий? Модификаций машин все больше, зап­ частей к ним все меньше. Ну, разве тут на каждую напасешься? Вот откуда неисчис­ лимые простои прежде всего. И чем же оборачивается то великое сто­ яние? Неподнятой зябью, необработанными, как надо, парами, валками, пущенными под снег, то есть несметными потерями про­ дукции. Я как-то подсчитал: если бы нам сегодня удалось поднять выработу с сегодняшних 1300 до прежних 2000 гектаров, не понадо­ билось бы пять новых тракторов! И, следо­ вательно, пять лишних трактористов. То же и по многим другим машинам. Мало того, что идут огромные амортиза­ ционные отчисления, так на тот же объем продукции людей надо значительно больше. Вот тут и поднимай производительность труда! | Вспоминается еще вот что. Когда мы технику только-только приняли у МТС, воп­ росы по запасным частям решались на уровне бригадира. Поедет он на лошадке* с доверенностью, возьмет что надо (на каж­ дый трактор карточка была заведена), счет ему бухгалтерия выпишет — и дело сдела­ но. В любое время, даже в неурочное, мог он получить любую деталь — и трактор пошел. Сейчас же за ней обязательно главный инженер лети, да не к кому-нибудь, только 130 к управляющему Сельхозтехникой. Но поскольку и на таком уровне немного чего возьмешь, лети в Казахстан, в другие об­ ласти. Может, хоть там повезет, особенно если хорошо вооружиться горячительным. Главному инженеру сегодня дома дел невпроворот, не только в мастерских, но на току, в животноводстве, на других участ­ ках, кругом же механизация. Вместо этого он мотается менялой-доставалой по горо­ дам и весям. В общем, куда ни кинь — везде клин. Отправишь на ремонт из дома автомобиль или «Кировец» — неизвестно, что тебе вер­ нут: то ли исправную машину, то ли опять Яе коллекцию дырок и прорех. Сколько раз колхозным механизаторам приходилось заново разбирать-собирать якобы отремон­ тированную машину. До чего дело дохо­ дило: мазнут умельцы из Сельхозтехники свежей краской по бокам и отправляют ее хозяевам. Что им волноваться? Зарплата идет за объем выполненных работ. Сколько та ма­ шина наработает, какому урожаю послу­ жит— подобные' показатели при оплате рабочих Сельхозтехники (а также руково­ дителей и специалистов) вовсе не учиты­ ваются. Опять опасная независимость за­ работка от конечного результата. Ни к че­ му доброму она, конечно, не может при­ вести. Вроде и наш Мишка, да берет лишка. Собственно, сейчас повторяется та же опасная ситуация, какая складывалась во времена МТС, только на новый лад: если земля и техника в одних руках, то запас­ ные детали к ней — в других. Опять то же косоглазие. Хозяйство в одну сторону гля­ дит, Сельхозтехника — в другую. Она жива собственными прибылями, и к продуктив­ ности нашего Гектара, к колхозному дохо­ ду интереса у нее не более, чем у козы к барабану. Во что, например, превращен так назы­ ваемый кольцевой завоз запастных частей? Еще в одну мышеловку для колхозной экономики. Везут что ни попадя, всякие ненужные безделицы, которые, отржавев свое на машинных дворах, отправляются в металлолом. Например, вместе, с нужны­ ми деталями, как довесок к ним, привезли однажды транспортер к картофелеуборочно­ му комбайну, а у нас не то что в колхозе — в районе ни одного такого комбайна нет. И попробуй не купи. Посмей только пос­ сориться с Сельхозтехникой! Дождешься потом нужных узлов и деталей не скорее, чем от вербы груш. Из этого рбменного фонда вообще стало опасно что-либо брать. Сдашь негодную деталь — взамен возьмешь не лучше, хотя она считается отремонтированной. И при этом никаких гарантий и тем более — эко­ номических санкций к партнеру, поставля­ ющему заведомый брак. У него все равно — прибыли, у нас — потери. Убежден, тысячи сельских руководителей, специалистов, механизаторов поддержива­ ют предложения, высказанные на апрель­ ской встрече в ЦК КПСС в 1985 году: ремонтировать сельхозтехнику выгоднее тем, кто ее непосредственно эксплуатирует, либо предприятиям, которые ее произво­ дят. Тогда не потребуется дополнительных кадров, мощностей. Надо дать хозяйствам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2