Сибирские огни, 1986, № 1
перь же 500 «лошадей», табун целый, мо гут весь день простоять, а то и все десять. Из-за какой-нибудь ерунды. Двенадцать «Кировцев» в колхозе — два обязательно не участвуют в посевной или в каких иных работах. Высятся бесполезными монумен тами. Прежде глядишь: у комбайнера и ремни, и цепи на мостике висят, в заветном ящич ке — всякий инструмент и «пожарные» запчасти. Теперь же он гол, как бубен. Чтобы тот же ремень, к примеру, получить, надо обязательно сдать старый. Я одно вре мя думал, что они в переработку идут, оттого и строгости такие. Но, оказывается, жгут их в Сельхозтехнике, только треск стоит и чад до неба. В пору прицепных комбайнов было только две марки: «Коммунар» да «Сталинец». То же и по тракторам. И большинство деталей подходили от одного к другому, что облег чало снабжение, ремонт и восстановление их прямо на полосе. Не удивительно, что тогда запчасти вольными были: легче было их производство наладить. Американская компания «Джон Дир» до сего дня выпускает комб'айн одной конст рукции, • но с двенадцатью насадками — на разные технологические операции. Унифи кация — ничего не скажешь. У нас же сегодня только тракторы двад цати марок, и попробуй приспособь деталь от одного к другому! К-700 — и те уже че тырех видов. Все разные, детали к ним — тоже. Уж не выламываются ли конструкто ры друг перед другом: кто придумает новую машину с прежним назначением поориги нальней, позаковыристей, чтоб — не дай бог! — не была она похожа на изобретение соседнего конструкторского бюро? Если это так, укорот-то на них можно, наверное, найти? Почему земледелец должен распла чиваться за их профессиональные амбиции и припадки творческих самолюбий? Модификаций машин все больше, зап частей к ним все меньше. Ну, разве тут на каждую напасешься? Вот откуда неисчис лимые простои прежде всего. И чем же оборачивается то великое сто яние? Неподнятой зябью, необработанными, как надо, парами, валками, пущенными под снег, то есть несметными потерями про дукции. Я как-то подсчитал: если бы нам сегодня удалось поднять выработу с сегодняшних 1300 до прежних 2000 гектаров, не понадо билось бы пять новых тракторов! И, следо вательно, пять лишних трактористов. То же и по многим другим машинам. Мало того, что идут огромные амортиза ционные отчисления, так на тот же объем продукции людей надо значительно больше. Вот тут и поднимай производительность труда! | Вспоминается еще вот что. Когда мы технику только-только приняли у МТС, воп росы по запасным частям решались на уровне бригадира. Поедет он на лошадке* с доверенностью, возьмет что надо (на каж дый трактор карточка была заведена), счет ему бухгалтерия выпишет — и дело сдела но. В любое время, даже в неурочное, мог он получить любую деталь — и трактор пошел. Сейчас же за ней обязательно главный инженер лети, да не к кому-нибудь, только 130 к управляющему Сельхозтехникой. Но поскольку и на таком уровне немного чего возьмешь, лети в Казахстан, в другие об ласти. Может, хоть там повезет, особенно если хорошо вооружиться горячительным. Главному инженеру сегодня дома дел невпроворот, не только в мастерских, но на току, в животноводстве, на других участ ках, кругом же механизация. Вместо этого он мотается менялой-доставалой по горо дам и весям. В общем, куда ни кинь — везде клин. Отправишь на ремонт из дома автомобиль или «Кировец» — неизвестно, что тебе вер нут: то ли исправную машину, то ли опять Яе коллекцию дырок и прорех. Сколько раз колхозным механизаторам приходилось заново разбирать-собирать якобы отремон тированную машину. До чего дело дохо дило: мазнут умельцы из Сельхозтехники свежей краской по бокам и отправляют ее хозяевам. Что им волноваться? Зарплата идет за объем выполненных работ. Сколько та ма шина наработает, какому урожаю послу жит— подобные' показатели при оплате рабочих Сельхозтехники (а также руково дителей и специалистов) вовсе не учиты ваются. Опять опасная независимость за работка от конечного результата. Ни к че му доброму она, конечно, не может при вести. Вроде и наш Мишка, да берет лишка. Собственно, сейчас повторяется та же опасная ситуация, какая складывалась во времена МТС, только на новый лад: если земля и техника в одних руках, то запас ные детали к ней — в других. Опять то же косоглазие. Хозяйство в одну сторону гля дит, Сельхозтехника — в другую. Она жива собственными прибылями, и к продуктив ности нашего Гектара, к колхозному дохо ду интереса у нее не более, чем у козы к барабану. Во что, например, превращен так назы ваемый кольцевой завоз запастных частей? Еще в одну мышеловку для колхозной экономики. Везут что ни попадя, всякие ненужные безделицы, которые, отржавев свое на машинных дворах, отправляются в металлолом. Например, вместе, с нужны ми деталями, как довесок к ним, привезли однажды транспортер к картофелеуборочно му комбайну, а у нас не то что в колхозе — в районе ни одного такого комбайна нет. И попробуй не купи. Посмей только пос сориться с Сельхозтехникой! Дождешься потом нужных узлов и деталей не скорее, чем от вербы груш. Из этого рбменного фонда вообще стало опасно что-либо брать. Сдашь негодную деталь — взамен возьмешь не лучше, хотя она считается отремонтированной. И при этом никаких гарантий и тем более — эко номических санкций к партнеру, поставля ющему заведомый брак. У него все равно — прибыли, у нас — потери. Убежден, тысячи сельских руководителей, специалистов, механизаторов поддержива ют предложения, высказанные на апрель ской встрече в ЦК КПСС в 1985 году: ремонтировать сельхозтехнику выгоднее тем, кто ее непосредственно эксплуатирует, либо предприятиям, которые ее произво дят. Тогда не потребуется дополнительных кадров, мощностей. Надо дать хозяйствам,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2