Сибирские огни, 1986, № 1

техники. Вне ее внимания остается даже то доброе, что рождено непосредственно в хозяйствах. Еще двадцать ^ет назад наш тракторист Иван Чижов вместе с токарем Михаилом Перминовым (он же сварщик, слесарь, часовых дел мастер, долго пере­ числять все его умения) придумали свой вариант агрегата для заготовки сена. За­ водской — тот прямо по валку идет, изряд­ но его вымолачивая, на люцерне все ее листочки, самые ценные, на земле остаются лежать. Вот наши умельцы и' призадумались, как агрегат сбоку от валка пустить. Обрезали лафетную жатку, превратив ее в подбои--, щик, а копнитель пристроили от старого прицепного комбайна. Получился агрегат, отличный по производительности и, главное, где угодно сено берет, на самых что ни на есть неудобицах. Теперь мы только такие агрегаты изготавливаем. Но первый-то, хочу подчеркнуть, двадцать лет назад родился! А когда придет на поля сеялка с раз­ бросным севом, обещанная с незапамятных времен? Десятилетия катятся одно за дру­ гим — мы только обеСцания глотаем. Меж тем шведы уже ■придумали. Одну такую сеялку я видел в Исилькульском районе, на станции по возделыванию семян трав. С пол­ ным набором орудий, чтобы и обрабаты­ вать землю, и сеять вразброс. Может быть, сейчас, после июньского совещания в Цент­ ральном Комитете КПСС по ускорению научно-технического прогресса селяне полу­ чат, наконец, такую машину? Пока же применяем перекрестный сев'. Вынужденно, чтобы наиболее разумно рас­ кидать семена, увеличив площадь питания для растений, помочь им выстоять в едино­ борстве с сорняками. Но ведь это значит второй прогон мощных «Кировцев», да еще ночью, второй сменой трактористов. Ночью же потруднее уследить за качеством. Земле и без того достается от борон, колес —так нет же! — ее еще раз приходится давить и корежить мощными тракторами. К тому же лишние затраты горючего, потери вре­ мени и влаги, удорожание производства зерна. Вот чем оборачивается промедление с выпуском нужной машины. Помню, еще в начале семидесятых годов совхоз «Комсомольский» придумал разброс- ный сев с помощью обычных СЗС-9. Новая противоэрозионная сеялка хоть и помогла остановить пыльные бури, но насторожила одним существенным недостатком—отда­ ленностью рядков. Где густо, где пусто. Разумно ли так укладывать семена? Вот тамошние умельцы, инженеры с механизато­ рами и придумали металлический рассека­ тель, напоминающий двускатную крышу. Установили в горловине сошника при выхо­ де семян, и они, ударяясь о верхнюю грань рассекателя, разлетались под культи­ ваторные лапы, значительно удлиненные. Опасного рядка теперь не было. Семена ложились в россыпь. Так сеяли наши прадеды, с ладони из лу­ кошка. Мудро сеяли. Так когда же мы в конце концов получим мудрую машину, достойно заменяющую лукошко с ладош­ кой? Потребность в ней сейчас многократно возросла в связи в внедрением интенсивной технологии: теперь в россыпь должны идти не только семена, но и удобрения с наиболь­ 5 С и б и р ски е огни ЛЬ 1 шей пользой для растений. Прилаживаемся всяк на свой лад. Вспомнили даже про рас­ секатели «Комсомольского». Многие хозяй­ ства их приварили. Как говорится, голь на выдумки хитра. Вон какую отличную штуку сотворили инже­ неры и механизаторы Русско-Полянского района! Опять шасси списанного зернового комбайна с небольшим дополнением, а там — все необходимое для ремонта непосред­ ственно в поле: станки, сварочные агрегаты, емкости для воды и горючесмазочных мате­ риалов в виде прицепов. «Луноход» — так они назвали свою мастерскую на колесах. На каждую бригаду по одному такому «луноходу» - - и горя не 'знают. К сожалению, нам в данном случае оста­ лось только позавидовать: нет сварочных агрегатов. Одна плохонькая походная свар­ ка на 46 зерновых и 17 силосных комбай­ нов. Работают они не кучно, как на юге, а на большом расстоянии одна группа от дру­ гой, и одним «луноходом» тут не обойтись. Без сварки же ни к чему их и налажи­ вать. В ней сейчас главная нужда. Ведь если раньше вся техника была исключитель­ но на болтах, то теперь — почти вся на сварке. Но попробуй раздобудь такие агре­ гаты, да еще электроды к ним: получаем в год 250 килограммов, потребность же — не менее 5 тонн. Добываем где придется, толь­ ко что до разбоя еще не дошли. Вот и еще один пример разладицы в пла­ нировании: спрос есть — нет предложения. Не потому ли, что спрос плохо изучается? Недостаточно глубоко анализируются пере­ мены в ситуациях на поле и возникающие расстыковки во взаимосвязях? Но может ли быть эффективным управ­ ление сельскохозяйственным производством и разумным планированием материально- технических средств для него, если не со­ бирается нужная информация для после­ дующего анализа и принятия мер? Авось ни в одном деле задатка не дает. Сегодня на авось даже мужик хлеба не сеет. Особенно ощутима . планово-управленче­ ская разладица в снабжении запасными частями: есть машины — нечем их восста­ навливать. Впечатление такое, что заводы выпускают только тракторы и комбайны, поскольку дело это солидное и доходное. А что касается узлов отдельных, ремней, сегментов, втулок и прочих «мелочей», так производство их считается, как видно, затеей, не стоящей внимания. В итоге — резкое снижение выработки, на трактора в частности. Когда мы их покупали у МТС, принимая на свой баланс, выработка составляла 2200 гектаров. Сейчас вполовину меньше. Выработки прежней в самом деле нет. Винить в этом якобы несмышленого кол- хозного механизатора — значит уводить разговор далеко в сторону от действитель­ ных причин. Когда в далеком детстве сидел я на кон­ ной ,косарке посреди потного сенокоса, то рядом в ящичке обязательно лежали моло­ ток, зубило, бородок, заклепки разные, рога с подзубками, косогон, сегменты. Словом, все необходимое для скорейшего ремонта. Самому смекалки не хватит, так соседа позорешь, повзрослее и поопытнее. И хо­ дил мой конно-механический агрегат, как заведенный, без длительных остановок. Те- 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2