Сибирские огни, 1985, № 12
А. Стрельцов Маяковский иМартынов (О ТРАДИЦИЯХ В ОСВОЕНИИ ЛЕНИНСКОЙ ТЕМЫ) Особая привязанность и глубочайший ин терес Л. Мартынова к Маяковскому обще известны. Об этом неоднократно говорил сам поэт, писали и пишут мемуаристы, критики, литературоведы. Достигнутый сей час уровень изучения творчества поэта в це лом ставит задачу рассмотреть традиции Маяковского локально, но, может быть, укрупненно, в масштабе отдельных про блемно-тематических циклов произведений Л. Мартынова. Благодатным объектом та кого анализа являются стихотворения поэ та, посвященные Ленинской теме. Их не много, всего восемь-девять. Но ни одно ■нельзя отнести к «пробе пера». Напротив, не будет преувеличением сказать, что Мар тынов принадлежит к поэтам, которые в 60—70-е годы определили развитие темы, дали наиболее значительные образцы' со временных произведений о Ленине. Тем интереснее и поучительнее обратить внима ние на отношение выдающегося современ ного поэта к традициям, сложившимся в 20-е . годы, прежде всего — в творчестве Маяковского. Горький и Маяковский заложили тради цию такого освоения великой темы, где образы Ленина и Истории, Ленина и Вре мени дают художественную концепцию ми ра, идущего по пути коммунизма. К середине 20-х годов организующая и мобилизующая сила ленинских идей наи более выразительно, экспрессивно и истори чески глубоко была показана в поэме Мая ковского. В его творчестве «во весь голос» прозвучала мысль о высокой гражданской ответственности писателя, обращающегося к теме Ленина. Как традиция Горького и Маяковского воспринимается жизненная норма; Ленин.— это духовная и нравствен ная высота человечности. И без внутренней потребности соответствовать ей нельзя до стичь в Ленинской теме высоты творческой, художественной. Любовь Маяковского к вождю револю ции была источником духовного обновления поэта. Решающее воздействие Лецина и Октября на личное Самоопределение — лейтмотив темы, начатой Маяковским и подхваченной всей поэзией. Следовать Мая ковскому — не означает быть похожим на Маяковского; в жанре, композиции, в от дельных стилистических приемах. Опреде-' ляющим является другое — историзм мы шления, философия образа. Важнейшее значение имела творческая установка Маяковскога: поиск собственного подхода к теме. Здесь соединилось и воз действие жизни (чем глубже проникнуть в образ Ленина, тем самобытнее сказать о нем), и властный авторитет и пример поэ та, который эту диалектику действитель ности и творчества осознал ранее других и йаиболее убедительно реализовал. Иной читатель, возможно, засомневается: нет Ли в истолковании традиций Маяков ского отвлеченности, чрезмерности или без брежности? Ведь и Мартынов, случалось, иронизировал на этот счет. Совсем недавно (Наш современник, 1985, № 2, с. 174) С. К у няев привел слова поэта, сказанные двад цать лет назад в связи с тем, что «прихо дится, возникает такая необходимость пере делывать, даже переписывать старые сти хи», «когда находишь форму». «У меня, — говорил Мартынов, — этот этан тянулся все двадцатые годы и начало тридцатых. Я писал стихи вроде бы неплохие, но все же не свои. Критики гадали: чье было влияние? Маяковского? Пастернака? Хлебникова? А это было влияние литературы вообще!» А что может стоять за «влиянием лите ратуры вообще»? Большие писатели обыч но «работают в тех формах, какие созда вались временем» (К. Федин). Например, то решение Ленинской темы, которое дал Маяковский, открыло новые горизонты творчества. Оно не шло, однако, вразрез с литературным движением 20-х годов. На против, Маяковский был активным участ ником литературного процесса и во многом опирался на его опыт. В этом смысле поэ ма Маяковского о Ленине была также ито гом общепоэтического развития 1917-1925 годов. К тому же ^традиция* — явление не од нозначное, внутренне противоречивое, ибо, «влияние», когда оно связывает мастеров, не исключает возможности скрытой, а под час и прямой, полемики, отталкивания и преодоления (иногда в форме противостоя ния «литературному влиянию вообще»). Показательный пример — «Первородство» Мартынова: По мненью бедноты, Мы —богачи: У нас все сказки делаются былью. И вообще, что ьсочешь. получи,— Нам вручены ключи от изобилья По мненью богачей. Мы —беднота,’ Чьи беды в Лету канули бесследно. Им невдомек, что жизнь безбедна та. Которую мы создали победно. А мы —не богачи, не бедняки. Мы те, которых не бывало прежде. И прошлогоднейшие ярлыки Вы к нашей не пришпилите одежде... Может показаться, что .Мартынов дает свой вариант ставшего уже традиционным для поэзии мотива: «у нас все сказки де лаются былью*. Но эго не так. 'Художест венное мышление тех ле.'г включало прэти- ческое «вдруг», «чудо», «сказку» и тогда, когда в произведении от жанра сказки ни чего не было. В. Маяковский писал: Такую страну и сравнивать не с чем,— где еше мыслМмы подобные вещи?! И думаю я обо всем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2