Сибирские огни, 1985, № 12

Дальиейьпее изучение творчества Мар­ тынова, поиски его забытых и неонублико- валных произведений позволят полнее об­ рисовать творческий облик замечательного советского поэта в суровые •годы Великой Отечественной войны. Э. Шик Публицистика Леонида Мартынова военных лет Советская литература военных лет отли­ чалась прежде всего тем, что трудное и опасное для Родины время налагало зри­ мый отпечаток на все, выходившее из-под пера литераторов. Дружно и слаженно зву­ чали голоса писателей всех поколений, на­ чиная от самого старшего и кончая тем, которое только еше вступало в литературу. Творчество сибиряков было пронизано той же заботой, какой жила вся советская литература: мобилизовать советский народ на ратный подвиг, иа героический труд, раскрыть внутренний мир человека, всту­ пившего в огонь войны. Так, старейший поэт и ученый Сибири П. Л. Драверт, почти отошедший от поэтического творчества в предвоенные го­ ды, вновь берет в руки перо. В первые дни войны он публикует стихотворение «Раз­ бить врага!», каждая строка которого — обращение, лозунг, страстный призыв. Своей публицистичностью оно резко отли­ чается от лирико-философской, научной и пейзажной стихии предыдущего творчества Драверта. А как много нового — сурового и герои­ ческого — появилось в творчестве Л. Мар­ тынова, поэта среднего поколения! Автор исторнчесьіих поэм, завоевавший популяр­ ность у всесоюзного читателя, казалось бы прочно погрузившийся в излюбленную тему прошлого, становится активным поэтом- публицистом, поэтом-сатириком. Омичи могли тогда читать его произведения почти в каждом номере «Омской правды». Сати­ рические строки Л. Мартынова органиче­ ски срастались с плакатами омских ху­ дожников. «Окна ТАСС», как и в суровые дни грвжданской войны «Окон РОСТа», снова вошли в боевые будни, сначала в Москве, а затем во многих городах Сибири — Ом­ ске, Новосибирске, К^снОярске, Иркутске. Патриотические плакаты, лозунги в призы­ вы, песни и частушки, злая сатира на вра­ га — все эти формы .искусства стали дей­ ственным оружием мобилизации народных масс. О размахе этой работы свидетельст­ вуют архивные данные, приведенные В. Ш. Назимовой: «Уже за первый месяц войны в Новосибирске было выпущено 50 «Окон ТАСС», а в период с января по сентябрь 1942 года выпущено еще 64 «Окна» (103 рисунка). Они были размножены в коли­ честве 13 тысяч экземпляров. В течение 1942 года в Омске было выпущено 40 карикатур из «Окон ТАСС» и 7 копий московских газет'. Патриотический клич В. Маяковского на­ ходил свое яркое воплощение в творчестве писателей-сибиряков военных лет. они дей­ ствительно к штыку приравняли свое перо. Агитплакаты пользовались большой попу­ лярностью, этому во многом епособствова- ло активное участие в выпуске «Окон ТАСС» в Омске —■Л. Мартынова, в Ново­ сибирске—А. Высоцкого и Е. Стюарт, в Красноярске — К. Лисовского, в Иркутске — А. Ольхона и художника Д. Штеренбер- га. который, кстати говоря, в годы граж­ данской войны работал вместе с Маяков­ ским в «Окнах РОСТа». Так проявлялась живая связь боевых традиций искусства эпохи гражданской войны и периода Ве­ ликой Отечественной войны. «Окна сатиры» в Омске отличались бое­ витостью и остротой, они приобрели сразу же широкую популярность у населения. В 1941 году сатирический портрет Геббельса сопровождался стихами Л. Мартынова: Узнаете гнусного уродца? Этот карлик Геббельсом зовется. Самый мелкий из фашистской банды. Несмотря на явную паршивость. Сделан он министром пропаганды За свою отчаянную лживость Страстная публицистичность, граждан­ ская ораторская интонация стихов Л. Мар­ тынова — особенность не только его поэти­ ческого творчества. Все это становится ха­ рактерной особенностью и для его публици­ стических статей и очерков, которые часто появлялись на страницах омских газет. Они посвящались чаще всего самым обыден­ ным и повседневным делам жителей дале­ кого іыловбгр города, но в них всегда зву­ чало суровое время войны, они всегда насы­ щались конкретными реалиями быта той по­ ры. Со страниц очерков Л. Мартынова вставали люди, известные в городе, внес­ шие немалый вклад в Сго культурные тра­ диции. Очерки эти всегда пронизывала поэтическая мысль, одухотворявшая обы­ денный материал. Сказыважя, словом, большой опыт очерковой работы поэта в 20—30-е годы, о котором авторы книги о сибирском очерке справедливо писали: «Очерки Л. Мартынова и поныне покоряют ощущением глубокой сопричастности всему изображаемому, живой и естественной инто- ‘ Из истории партийных организаций Запад­ ной Сибири. <Уч. зап.» Омского пединститута. Вып. 28, 1967. с. 297-298.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2