Сибирские огни, 1985, № 12
Дальиейьпее изучение творчества Мар тынова, поиски его забытых и неонублико- валных произведений позволят полнее об рисовать творческий облик замечательного советского поэта в суровые •годы Великой Отечественной войны. Э. Шик Публицистика Леонида Мартынова военных лет Советская литература военных лет отли чалась прежде всего тем, что трудное и опасное для Родины время налагало зри мый отпечаток на все, выходившее из-под пера литераторов. Дружно и слаженно зву чали голоса писателей всех поколений, на чиная от самого старшего и кончая тем, которое только еше вступало в литературу. Творчество сибиряков было пронизано той же заботой, какой жила вся советская литература: мобилизовать советский народ на ратный подвиг, иа героический труд, раскрыть внутренний мир человека, всту пившего в огонь войны. Так, старейший поэт и ученый Сибири П. Л. Драверт, почти отошедший от поэтического творчества в предвоенные го ды, вновь берет в руки перо. В первые дни войны он публикует стихотворение «Раз бить врага!», каждая строка которого — обращение, лозунг, страстный призыв. Своей публицистичностью оно резко отли чается от лирико-философской, научной и пейзажной стихии предыдущего творчества Драверта. А как много нового — сурового и герои ческого — появилось в творчестве Л. Мар тынова, поэта среднего поколения! Автор исторнчесьіих поэм, завоевавший популяр ность у всесоюзного читателя, казалось бы прочно погрузившийся в излюбленную тему прошлого, становится активным поэтом- публицистом, поэтом-сатириком. Омичи могли тогда читать его произведения почти в каждом номере «Омской правды». Сати рические строки Л. Мартынова органиче ски срастались с плакатами омских ху дожников. «Окна ТАСС», как и в суровые дни грвжданской войны «Окон РОСТа», снова вошли в боевые будни, сначала в Москве, а затем во многих городах Сибири — Ом ске, Новосибирске, К^снОярске, Иркутске. Патриотические плакаты, лозунги в призы вы, песни и частушки, злая сатира на вра га — все эти формы .искусства стали дей ственным оружием мобилизации народных масс. О размахе этой работы свидетельст вуют архивные данные, приведенные В. Ш. Назимовой: «Уже за первый месяц войны в Новосибирске было выпущено 50 «Окон ТАСС», а в период с января по сентябрь 1942 года выпущено еще 64 «Окна» (103 рисунка). Они были размножены в коли честве 13 тысяч экземпляров. В течение 1942 года в Омске было выпущено 40 карикатур из «Окон ТАСС» и 7 копий московских газет'. Патриотический клич В. Маяковского на ходил свое яркое воплощение в творчестве писателей-сибиряков военных лет. они дей ствительно к штыку приравняли свое перо. Агитплакаты пользовались большой попу лярностью, этому во многом епособствова- ло активное участие в выпуске «Окон ТАСС» в Омске —■Л. Мартынова, в Ново сибирске—А. Высоцкого и Е. Стюарт, в Красноярске — К. Лисовского, в Иркутске — А. Ольхона и художника Д. Штеренбер- га. который, кстати говоря, в годы граж данской войны работал вместе с Маяков ским в «Окнах РОСТа». Так проявлялась живая связь боевых традиций искусства эпохи гражданской войны и периода Ве ликой Отечественной войны. «Окна сатиры» в Омске отличались бое витостью и остротой, они приобрели сразу же широкую популярность у населения. В 1941 году сатирический портрет Геббельса сопровождался стихами Л. Мартынова: Узнаете гнусного уродца? Этот карлик Геббельсом зовется. Самый мелкий из фашистской банды. Несмотря на явную паршивость. Сделан он министром пропаганды За свою отчаянную лживость Страстная публицистичность, граждан ская ораторская интонация стихов Л. Мар тынова — особенность не только его поэти ческого творчества. Все это становится ха рактерной особенностью и для его публици стических статей и очерков, которые часто появлялись на страницах омских газет. Они посвящались чаще всего самым обыден ным и повседневным делам жителей дале кого іыловбгр города, но в них всегда зву чало суровое время войны, они всегда насы щались конкретными реалиями быта той по ры. Со страниц очерков Л. Мартынова вставали люди, известные в городе, внес шие немалый вклад в Сго культурные тра диции. Очерки эти всегда пронизывала поэтическая мысль, одухотворявшая обы денный материал. Сказыважя, словом, большой опыт очерковой работы поэта в 20—30-е годы, о котором авторы книги о сибирском очерке справедливо писали: «Очерки Л. Мартынова и поныне покоряют ощущением глубокой сопричастности всему изображаемому, живой и естественной инто- ‘ Из истории партийных организаций Запад ной Сибири. <Уч. зап.» Омского пединститута. Вып. 28, 1967. с. 297-298.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2