Сибирские огни, 1985, № 12
)ед, к светлому будущему, остается для Аартыьюва главной и в эта тяжельле дни, (Оперативная работа писателя в омской печати в годы войны отличается глубоким чувством патриотизма, неколебимой уве- ренйостью в победе над врагом, верой в послевоенный расцвет нашей- Родины. Его газетные материалы всегда конкретны в изображении людей, событий, действий, в них нет обшик мест, порой они плакатно резки, Прямолинейны,— таково требование времени,— но всегда искренни и точно бьют в цель. В них чувствуется характер ные черты дарования и опытная рука мас тера, прекрасно сознаюшего возможности агитационного слова. Сказывается хорошая журналистская школа, пройденная Мар тыновым. Как и в молодые годы, когда он работал корреспондентом газет и журналов, писатель не знает устали, не считается со Бременем, которого всегда не х-ваталО, быстро и добросовестно выполняет любое задание ведакции... Своего рода свидетельством активной полезной деятельности Мартынова-литера- тора в этот труднейший первый год Оте чественной войны является факт приема его в члены Союза, советских писателей 5 августа 1942 года. Не буду больше останавливаться на опе ративной работе Мартынова — поэта и журналиста — в печати того времени. На копилось уже немало исследований по это.му вопросу. Начало было положено статьей московскогЬ критика В. Александрова в 1942 г о д у З а т е м ленинградский литера тор Б. Бухштаб, эвакуированный в Омск в начале войны, напечатал в 1943 году статью о поэзии Мартынова, в которой высоко оценил творчество поэта в военные годы В работах В. Дементьева, А. Никулькова, Е. Беленького, Э. Шика, С. Поварцова и др., появившихся в послевоенное время, содержится анализ творчества Мартынова военных лет. Следует также отметить и материалы «Мартыновских чтений» 1983 года, а среди них — доклад бывшего ди ректора Омского книжного издательства С. И. Жданова «Л. Мартынов и омские писатели в годы Великой Отечественной войны». В докладе сделана первая попытка обобщить литературную и общественную деятельность Мартынова в военное время. Активной была деятельность Мартынова в эти годы и ,по организации литературного движения 3 Омске и области. Он печатает обзоры стихов, присылаемых читателями в редакцию газеты, выступает с разбором произведений начинающих авторов на го родских литературных собраниях, сотруд ничает с литературной частью Государст венного театра им. Евг. Вахтангова, эваку ированного в Омск. Мартынов принимает деятельное участие в работе Омского груп- кома писателей, в который, кроме местных литераторов, вошли ленинградцы и москви чи, приехавшие в Омск в начале войны. В июне 1943 г. Мартынов .выезжает в Моск ву, где выступает в Московском клубе писателей с чтением своих произведений Вернувшись в родной город, он отчитывает-; ся перед омскими .литераторами в этой п о е з д к е Б о л е е подробно об этой стороне деятельности Мартынова в военные годы рассказано в воспоминаниях В. С. Курне вой и С. И. Жданова, которые вошли в. сборник воспоминаний о Мартынове, сдан ный в издательство «Советский писатель». Труд писателя в военные годы был отме чен медалью «За доблестный труд в Вели кой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и почетной грамотой обкома ВКП(б) ^ Оперативную деятельность в печати и об щественную работу в областной писатель ской организации Мартынов сочетает с непрекращающимся и в годы войны углуб ленным поэтическим творчеством. В Омске выходят три его ^поэтических сборника; «За Родину!» (1941), «Мы придем» (1942) и «Жар-цвет» (1943). Не все удачно в этих книгах, но оценивать их отрицательно, как пытались делать отдельные критики и рецензенты, нельзя. В стихотворениях, бал- ладах, сказках, сказах отчетливо видны поиски поэтом путей к наиболее яркому и сильгіому выражению мыслей и чувств, вла девших людьми в то тяжелое время, ощутимы недюжинный темперамент поэта, его искренность в передаче чувств ненависти к врагу и уверенности в силах народа, иду щего к победе. Произведения военных лет, со всеми их достоинствами и недостатками, входят в его творчество, без понимания и учета их нельзя полностью оценить его и как поэта, и как гражданина. Большинство стихотворений Мартынова, которые вошли в последующие сборники — . «Лукоморье» (подписан в печать 21 февраля 1945 г.) и «Эрцинский лес» (подписан в пе чать 31 декабря 1945 г.), написано в воен ные годы. Многие из них выдержали испы тание временем и ныне признаны дости жениями советской поэзии. Среди них назовем «Дым отечества», «Страна Холо- дырь» (1942), «Аэростаты», «Баллада о глубоком тыле» (1943), «Спор», «Дивная страна» (1944), «Путешественник» (1945) ьь др. В годы войны завершены поэтом и такие превосходные стихотворения, как «Замечали, по городу ходит прохожий...», «Лукоморье», «Переправа» и многие другие. Не прекращал Мартынов работы и над прозой. «Повесть о Тобольском воеводстве» была подписана в печать 25 августа 1945 г., в то же время завершена повесть об авторе «Конька-горбунка» — «Сказочник Ершов», которую известный советский критик и ли тературовед В. Александров, работавший тогда в ОГИЗе, оценил во внутренней ре цензии «как очень талантливую и интерес ную» Остановлюсь коротко на деятельности Мартынова, не отраженной ни в местной, ни в центральной печати,— на его литера турной работе во время службы в рядах Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны писатель включается в систему го родского Всевобуча, выступает как агитатор 'В . А л е к с а н д в о в . История и география. Новые стихи Л. Мартынова. Знамя. 1942. № 12. с. 155-159. “ Б. Б у х ш т а б . Путь поэта. Поэзия Леони да Мартынова. В кн.: «Омский альманах», Омск, 1943. кн. 3, с. 121—130. ' Вечерняя Москва. 1943. 30 июня. ' Омская правда. 1943, И августа. ^ Омская правда. 1946, 10 Марта. * Первый, сравнительно небольшой, вариант повести о Ершове был напечатан в альманахе для детей «Соколята» (Омск, 1940) под псевдо нимом Алексей Нагибин. Полная рукопись, кото рая, по пометке в рецензии Александрова, имеет 149 стр.. пока не найдена. ,..., .,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2