Сибирские огни, 1985, № 12

в 'предвоенные годы Л. Мартынов жил в чрезвычайном творческом напряжении. Он активно участвовал в общественной и литературной жизни Омска и области, много писал. За несколько лет до начала в-ойны им были созданы все его поэмы, на­ писанные на историческом материале, уди­ вительно своевременные по сочетанию в них идей патриотизма и интернационализма, по чувству ответственности поэта за судьбу родины. 'Многие стихи, очерки, статьи Мар. тынова, появившиеся в печати того вре­ мени, свидетельствуют о глубоком и верном понимании поэтом драматических событий, совершавшихся в мире. В 1939 году им было написано короткое стихотворение, ко­ торое прекрасно передавало его внутрея- нее состояние: В промежутках Между штормами Воды кажутся покорными. В промежутках Между войнами Очень трудно быть спокойными. И Мартынов не был спокойным. Его поэ- „ ц «Тобольский летописец», «Сестра», «Сказка про Василия Тюменца» и д(5угие — пронизаны тревогой, предвидением гроз­ ных событий. Он хорошо понимал звериную сущность фашизма и точно выразил ее в таких стихотворениях, как «Нюренберг- ский портной» и «Муза», написанных до начала Великой Отечественной войны. Прав критик Валерий Дементьев, когда говорит о поэте: «Внутренне Мартьтов_ был уже отмобилизован к неминуемой ’ схватке с фашизмом». Первый месяц войны я провел вместе с Мартыновым. Встречались мы ежедневно, порой не расетавались до поздней ночи. Мы, конечно, и до .начала войны зВали о ее приближении, но не думали, что она стоит уже у нашего порога. Областная га­ зета за 22 иіоня 1941 года, напечатанная за несколько часов до трагических собы­ тий, была заполнена/ мирными сообщения­ ми: публиковалось письмо мастеров ком­ байновой уборки, рассказывалось об успе- хах ишнмских железнодорожников, о фут­ больном матче между сборной СибВО и омской командой «Динамо» и т. п. Среди городских новостей было и объявление, ко­ торое я — как ответственный секретарь областной писательской организации — дал в газету. Вот оно: «Завтра, 23 июня, в ОМГИЗ’е (по­ мещение «Омской правды») состоит­ ся очередной литературный понедель­ ник — обсуждение книги Леонида Мартынова «Крепость на Оми». На­ чало в 7 ч. 30 м. вечера. Вход сво­ бодный» В субботу, 21 нюня, встретившись с Мартыновым, как обычно, на, Иртыше, мы говорили о «Крепости на Оми», предпола­ гали, кто и как будет выступать. Марты­ нов волновался, он видел —- это всегда бы­ вает при знакомстве с уже напечатанной книгой — ее недостатки. А на следующий день поэтический образ, вынесенный в название книги, стал реаль­ ным фактом — город превратился в кре­ пость, вся жизнь его теперь была подчинена одному: победе над врагом... В те незабываемые дни Мартынов от­ крывался мне в новом качестве. Он вну­ тренне подобрался, отбросил все, что теперь было лишним, несвоевременным, сразу по­ ставил свой талант на службу Отчизне. В следующем номере газеты он публикует стихотворение «Мы встали за Отечество»: Мы встали за Отечество, за Родину свою. Вы нашу не разрушите великую семью! ' Затем он печатает отзыв о книге стихов И. Эренбурга «Верность» проникнутой тре­ вогой за судьбы Европы. Мартынов закан­ чивает рецензию словами: «Европа, стехль любимая поэтом Европа, не погибнет. Ночь сменится рассветом...» ^ В конце июня — начале июля одно за другим в газете появ­ ляются стихи Мартынова: «За Родину1», «Вурдалаки», «Баллада о подбитом само­ лете», «Товарищ, , гражданин и брат!», «Огнем встречаем мы врага!..», «Все для победы над врагом!..» и др. В июле я Покинул Омск, уйдя в армию. 'О дальнейшей творческой жизни Мартыно­ ва в военные годы могу судить по газет­ ным и архив.ным материалам и рассказам самого поэта. Почти ежедневно в омской печати появ­ ляются стихи, заметки, очерки, репортажи, стихотворные лозунги писателя, его подписи под политическими карикатурами. Он откликается на подвиг капитана Гастел­ ло, напутствует стихами участников суббот­ ника и школьников, идущих в первый класс, публикует репортажи с вещевого склада, пункта приема теплых вещей для воинов Красной Армии, пишет стихи для театра эстрады и миниатюр, принимает активное участие в создании омских «Окон сатиры». «Многие его стихотворные подписи к плака­ там значительно обогащают работу худож­ ников и имеют самостоятельное значение», — писала в те дни «Омская правда» об этой работе.поэта’. Когда в Омске появи­ лась выездная редакция «Комсомольской правды» и стала выпускать многотиражку «Хлеб — фронту», Мартынов становится деятельным ее участникэм. Мы видим на ее страницах стихотворные призывы, стихи, статьи, очерки писателя... Выступает Мартынов в областной печа­ ти и с большими прозаическими материала­ ми, в которых, в свойственной ему манере, убедительно сближая минувшее и настоя­ щее, заглядывает в будущее. В газетном развороте, очерке «Судьба Омска», он дает сжатый, яркйи рассказ о родном городе, о его роли в Отечественной войне, продол­ жая тему города-крепости. Очерк завер­ шается так: «Борьба за честь и свободу Родины, борьба за завоевания Октября — есть и борьба за будущее нашего города. Замечательным городом будет Омск гр'яду- щих дней Победы — это будет волшебный город-сад, стоящий на скрещении Велико­ го трансевразийского железнодорожного пути с великим водным путем от Китая к берегам Ледовитого и Атлантического океанов!» ^ Тема о перекрестии путей истории, о по- ступательяом движении человечества впе- ' Омская правда, 1941, 24 июня. ‘ Омская правда, 1941, 25 июня. ® В. Ш а п и р о . ' Кистью художника.. пером поэта. («Окна сатиры» в Омска). Омская прав­ да, 1941, 2 ноября. * Омская правда, 1942. 7 ноября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2