Сибирские огни, 1985, № 12
тельность. Психологическим «ударом», на пример, становится для Увенькая знаком ство с «Кавказским пленником» А. С. Пуш кина, как для офени Лощилина — приоб щение к поэме Мильтона. Совершается некое чудо, но герой внутренне готов к нему: встреча с ним, при всей неожиданности, оказывается в духе характера героя. Он как бы жил в предчувствии такой встречи, готовясь к резкому повороту в своей судь бе. Духовное потрясение, испытываемое ге роями Л. Мартынова, способствует более быстрому и полному проявлению в них но вых качеств: они начинают «щущать себя частью, органическим элементом общена родного бытия; в них пробуждается спо собность понимать сложные исторические проблемы — с точки зрения их нравствен ного содержания, некой эстетической нор мы. Для героев Л. Мартынова действитель ность тесно связана с пониманием красоты жизни как формирующейся нормы. «То больский летописец» потому так настойчив в своих записях, рассказывающих о самых различных событиях, что каждое из них для него становится определенной ступенью в движении человека и народа в целом к совершенству, к идеалу. Перо по белому листу вела яищипкая рука. Тут начато издалека; есть родословия Ермака И о прибытие россиян на Ледовитый океан. И о добыче серебра и золота из горных недр; Указы царского двора, который на угрозы щедр; И о восточных есть послах, и о звериных промыслах... События В факты различного плава к масштаба прввлекают внешне одинаковое внимание летописца, потому что все они для Ильи Черепанова важны, поскольку их содержание связано с судьбой русской зем ли и русского народа. И в их разнообразии просматривается то общее, что составляет сущность национального характера. Дале кие друг от друга факты и события оказы ваются связанными друг с другом незримо, внутренне, как частицы, как конкретные формы проявления одного общего, народ ного начала. Герои Л. Мартынова высту пают защитниками идеи национального единства, но единства противоречивого, где зачастую невозможно понять, где начала и концы, единства сложного, раздираемого социальными противоречиями. Но, вместе с тем, это — единство, в котором сквозь кон фликты » столкновения проглядывается нечто цельное и общее. Если Н. Рыленкова волновали проблемы национального единства и государствен ной независимости на большом историче ском, по преимуществу военном, «материа ле», то Л. Мартынов основное внимание уделяет «частному», внешне малопримет ному, но одновременно необычайно ха рактерному для понимания национального начала, ^сли большинство исторических поэм строится с опорой на народное эпи ческое повествование, то произведения Л. Мартынова напоминают — внешне — социально-бытовые произведения, но в них история присутствует незримо как некая характерообразующая сила, способная сформировать определенный социально-пси. хологический, исторически конкретный тип человеческой личности. Думается, что исторические поэмы Л. Мартынова представляют собой одно из плодотворных направлений в раскрытии принципа историзма как внутреннего каче ства художественного произведения и че ловеческого характера. Историзм произве дений поэта основывается на понимании глубинной связи между крупными события ми, народной жизнью и индивидуализиро ванными персонажами. Историзм соединя ется в поэмах с отчетливо выраженными качествами народности, со стремлением исследовать своеобразие русского нацио нального характера, в котором поэту ви дятся свойства не только прошлого, но и будущего. Л. Мартынов исключительно внимателен ко всему тому в содержании человеческой личности, что имеет важное значение не только в исторически конкрет ных условиях, но и содержит общечелове ческое начало. Поэт настойчиво возвраща ется к персонажам одного типа — творче ски мыслящей личности, справедливо пола гая, что именно она в любых обстоятель ствах, способна выражать и утверждать общечеловеческое начало в жизни. Исторические поэмы Л. Мартынова, ут верждая идею любви к России, к ее прош лому, одновременно стремятся раскрыть тип русского человека, увидеть в нем твор ческое, созидательное начало, пронизанное чувством уважения к человеку труда, глубокой верой в его способность пере строить мир на началах справедливости и добра, В. Утков Военные годы Леонида Мартынова Лицо писателя в годы социальных испы таний и потрясений определяется не от дельными удачами или неудачами, а твор ческой деятельностью в целом, ее общест венной направленностью, умением прови деть ход событий и донести это до читате лей. Оценивать произведения следует с учетом условий конкретного времени. Ина че — неизбежны искажения • перспективы, ложное представление о степени воздейст вия, писателя на читателя. С другой сторо ны, каждый новый период его творчества всегда обусловлен предшествующей литера турной и общественной деятельностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2