Сибирские огни, 1985, № 12
ской поэмы 30-х годов подход поэта к изо бражению прошлого становился принципи ально но.вым, так как он предполагал изу чение и изображение истории во многобра- зии конкретных характеров и событий, ин дивидуально неповторимых и одновременно несущих в себе типизирующее начало. Л . Мартынов отказывается от приема «исторических.алльозий», но его поэмы, ри- сующие картины жизни и борьбы XVIII— XIX веков, воспринимаются как по-настоя щему современные, актуальные, так как, сопрягая различное историческое время,, поэт стремится найти нечто общее, свой ственное русской народной, национальной жизни вообще. Поэт обращается к народ ной совести и памяти, черпая в них уверен ность в торжестве доброго и справедливого начала. Он — более, чем другие поэты, создатели исторических поэм, — настойчиво обращается к таким понятиям, которые нриобретали исключительно важное, серь езное значение в современности. Л. Марты нов напоминает о справедливости и добре, о социальном и эстетическом идеале, убеж денный в том, что все это достижимо в ус ловиях русской жизни. «Искатель рая» — офеня Лощилин, мечтающий о торжестве доброты и справедливости ва земле, не случайно представлдет царство свободы и равенства в образе родной страны, к ко торой он испытывает чувство сыновней любви и гордости: По облику с Россией одинаков да будет райЬ Но всякий человек Хозяин станет всех плодов и злаков, и всех долин, и всех лугов и рек. Пусть это будет первое условье. Сольются люди в дружную семью. Да будут уничтожены сословья. Какие же сословия в Раю... Л. Мартынова волнует извечная тема русской народной поэзии — поиски счастья, торжество добра над злом. Критик Ал. Бо рисов заметил, что поэта волнует не «мел кая правда подробностей», но «большая правда века» *. Народный взгляд на события и характе ры, изображаемые в произведении, приво дит к тому, что картины и образы его при обретают более значительное содержание: в них проявляется философское начало, которое позволяет воспринимать описанное в более масштабном смысле. В образе Ло- щилина поэта привлекает извечное каче- ство русского человека — его оптимистиче ский взгляд на действительность, глубокую уверенность в торжестве справедливости и надежда на достижение гармонии в мире. В слитности частного, индивидуального с общенародаіым, коллективным, в осознан ности неразрывной связи конкретной судь бы с исторической жизнью народа — в этом автору видится одна из характерных черт русского человека, человека беспо койной совести и тревожной мысли, спо собного встать выше своего, личного, убежденного в возможности я необходимо сти общенародного счастья на земле. Критика неоднократно указывала, что обраьцение Л. Мартынова к народным эти ческим представлениям, к народному пред ставлению о счастье и справедливости по зволило ему более глубоко понять свое образие национальной истории, рассмотреть прошлое как исток современных нравст венных представлений, увидеть итоговый характер современности. Мартыновский герой драматически вое- принимает разлад между творческими воз можностями личности и народа в целом и общественными обстоятельствами, не поз воляющими им полностью выразить себя, между теоретическими суждениями и прак- тикой реального бытия. Поиски общест венной гармонии пока не дают результа та, но к ней стремятся все герои Л. Мар тынова; ■«домотканая Венера», «маль чуган-иноверец» Увенькай, губернатор Сой монов, «тобольский летописец» — ямщик Илья Черепанов. Это — типы мечтателей и мыслителей, живущих напряженной духов ной жизнью, в которой им видится начало иной, пока еще не разгаданной, но такой необходимой и подлинно человеческой дей ствительности. Несколько странные, не всегда понятные окружающим, герои Л . Мартынова живут и действуют как бы в двух временных «плоскостях». Их, с од ной стороны, окружают реальные социаль ные и психологические обстоятельства, за ставляющие соответствующим образом дей ствовать, определять свое отношение ко всему тому, с чем им приходится сталки ваться в жизни. С другой стороны, герои . Л. Мартынова наделены способностью про никать за это конкретное время, предвидеть будущее, которое в их представлении так нё похоже на современность, и действовать в соответствии с идеальными требованиями и взглядами этого будущего. Они зачастую выступают как провидцы, предчувствую щие приближение нового времени, — преж де всего, в плане нравственном, мировоз зренческом. Если срав.нить мартыновских героев с персонджами многочисленных историче ских поэм 30-х годов, то нельзя не уловить их принципиальное своеобразие и особый поэтический взгляд самого художника на прошлое. К. Симонов указывал на то, чтб у Л. Мартынова свое понимание истории, свое представление о характере историче-- ского героя Как заметил А. Никульков, по эта «как бы интересуют не столько истори ческие события, сколько их истоки, психо логия простых людей, которые готовили и вершили их»*. Здесь отмечено важное от личие Л. Мартынова от других поэтов — его современников, как правило, большее внимание уделявших самим событиям, драматическим коллизиям, выразившимся более в действии, нежели в психологиче ской разработке характеров. В поэмах Вас. Каменского, Б. Брика, Н. Рылеикова обычно изображаются активно действую щие герои, причем они всегда выступают как участники значительных по масштабу событий; иными оказываются герои Л. Мар тынова, как и тот мир, с которым связана их судьба. В их жизни отсутствуют исклю чительное, необычное, она складывается из простых, повседневных забот и поступ ков, — но неожиданно в этот мир врыва ется что-то своеобразное, несвойственное ему и потому заставляющее героев по-но вому чувствовать и воспринимать действи' Лит. газета. 1939. 10 июля. •А . Н и к у л ь к о в . Книга о поэтах. Новоси. Оирск. Ь972. с. 29.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2