Сибирские огни, 1985, № 12
гашении. Как заметил Л. Мартынов, «исто- рвя бросала живой отблеск на современ ность, а современность таила в себе исто ризм»'. Современный исследователь (А. Кедров- ский) замечает, что «где история как поэ тическая цель не подменяется историей как поэтическим средством, там можно гово рить о жанре исторической поэмы»*. Дей ствительно, в исторической поэме 30-х го дов все большее, «самоценное» значение приобретает реальный жизненный матери ал прошлого. Но это совершенно не озна- . чает, что он не имеет отношения к совре менности. Только характер взаимоотноше ний прошлого и нынешнего является более сложным, диалектичным. Прошлое высту пает и как цель и как средство изображе ния жизни, более глубокого понимания ее закономерностей. Обращение к нему мо жет быть понято только в связи с общей ситуацией, складывающейся или сложив шейся не только в литературе, но и в об щественной жизни и историко-психологиче ских представлениях времени. Повествовательное начало, свойственное исторической поэме, предполагает детальную разработку характера в его «вершинных» проявлениях, в событиях, обладающих какими-то особыми качествами. Таковы поэмы Б. Липатова («Пугачев»), Б. Бри ка («Шамиль»), А. Ромма («Дорога в Бик- зян»). Вас. Каменского («Емельян Пуга- чев» и «Иван Болотников») и др. В центре их стоят крупные исторические фигуры — вожди народных движений, персонажи, в которых историческое и социальное время выразилось отчетливо в своих основных конфликтах. Обычно в этих и подобных им поэмах интерес к личностному началу сое диняется с интересом к массовому герою — участнику и творцу исторических событий. Народность выступает как одно из решаю щих качеств исторической поэмы в своей прямо выраженной форме. Фольклорное на- чало, свойственное этим поэтам, должно подчеркнуть и усилить народность содер^ жания их. Особенно заметно народнопоэ тические средства и приемы проявляются в поэмах Вас, Каменского, но они отягощены, к сожалению, неполным пониманием народ ного, русского характера и нетворческим восприятием устнопоэтической системы. В исторической поэме 30-х годов более отчетливо, выразительно и полно было ра скрыто такое качество народной души, как ее героизм и патриотизм, ярко проявляю щиеся в событиях значительных; по-своему исключительных. Таковы, например, поэмы В. Саянова, К. Симонова. Действительно, Ледовое побоище и Куликовская битва ' сыграли исключительную роль в русской истории, определив на многие века напра- вление общественного, социаль>ного дви жения в стране. Но одновременно в жан ровой разновидности все более усиливается интерес к исторической жизни, понимаемой в более широком значении: внимание поэ тов привлекают события, внешне рядовые, обыкновенные, но по-своему значительные, так как в них проявляются особенности на родной психологии и народного мировос приятия в определенный исторический пе• Лит. газета, 1974, ! января. • «Ученые записки» Курского пединститута, т. 94. Курск, Ь972. с. 61. риод. Интерес к «рядовому», «обычному» одновременно соединяется со стремлением' показать сложность, неоднозначность ха рактера «простого» человека, его активное отношение к действительности, В поэмах Д. Кедрина, Н. Рыленкова и др. именно такие персонажи приобретают особое зна- чение, так как в них выражается автор ское понимание национального характера, своеобразия народной души. Пожалуй, они ближе других поэтиче ских героев стоят к персонажам, показан, ным в поэмах Л. Мартынова.— своей демо кратичностью, стремлением понять общие закономерности жизни и места человека в ней, вообще стремлением понять, что же та кое человек в каково его предназначение в . жизни. В поэмах Л. Мартынова широкий соци ально-исторический фон отсутствует, внима- ние -поэта сосредоточено на изображении внешне бытового‘плана, на самом же деле являющегося формой выражения истори ческих потребностей и движения времени. В неповторимо своеобразном восприятии действительности, в понимании духа эпохи, в желании обнаружить в жизни устойчи вые духовно-моральные ценности,-^ во всем этом поэт обнаруживает и воспроиз водит историческое как внутреннее содер жание времени. Причем для Л. Мартыно ва в историческом движении и развитии народа существует некая незримая, но вну- тренне ощущаемая связь времен, — не толь ко и не столько материально выражаю щаяся, сколько эмоционально, духовно за печатленная. Вот почему нравственные представления одного времени продолжа ют оказывать свое воздействие на духов ное содержание последующих эпох. Еще в 1930 году М. Зенкевич указывал на «то ску по большому эпическому полотну» и «неоднократные попытки возродить ста рую эпическую поэму»'. Конечно, повторить в жанре поэмы успехи и завоевания поэ зии предшествующих десятилетий было не возможно. Но опыт прошлого имел бес спорное значение для ряда поэ'гов, в том числе — и для Л. Мартынова. Он свиде тельствовал, что новые поэтические откры тия могут быть сделаны лишь на пути реа листической поэзии, обогащенной новыми идеями и более глубоким пониманием за кономерностей в развитии общества. Кри тика полагала, что Л, Мартынов склонен разрабатывать «историческую периферию»*. Но в действительности т. н. «историческая периферия» оборачивалась в поэмах иссле дованием самых глубинных вопросов на родной этики и мировоззрения, сохраняю щих свое принципиальное значение для рус ского народа в целом, в различные истори ческие эпохи. .То, что было определено как «историческая периферия», на самом деле становилось исследованием тоГо нацио нального народного начала, бытия, какое свойственно русскому человеку. Со вершенно справедливым представляет ся замечание В. Дементьева о том, что герои Л. Мартынова — отнюдь нема ленькие люди, но «правдоискатели, готовые во имя истины и справедливости пойти на любые жертвы и лишения»®. Для историче- ' Новый мир, 1930, № 2, с. 227. ’ Молодая гвардия. 1935, № 8, с. Ь86. 'В . Д е м е н т ь е в . Леонид Мартынов. По эт н время. М.. Ь971, с. 145.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2