Сибирские огни, 1985, № 12
идти своею стезею в жизни, в искусстве. Во спитанные на лучших традициях русской литературы, они стремились передать и свое ощущение нового времени, времени корен ного преобразования жизни, человеческих отношений. . Двадцатые годы в истории советской литературы Сибири были годами формиро вания метода социалистического реализма. Процесс этот был очень сложным и проти воречивым. Новому художественному ме- тоду пришлось столкнуться с самыми раз личными декадентскими направлениями, течениями и цгколами, оказавшими влияние на некоторых сибирских писателей, особен н о— на литературную молодежь. Футуризм явился начальным этапом творчества многих поэтов,, которые потом встали в ряды активных строителей социа листического общества. И хотя футуристи ческие группы существовали в первую оче редь в столичных городах —Москве, Пе тербурге, биение литературной жизни было слышно и в районах, удаленных от центра страны. Так, с некоторым опозданием, в на чале 20-х годов, появились свои футуристы * и в Омске. Омский постфутуризм отчасти был под готовлен приездом в Омск в 1919 году Д. Бурлюка. Путешествуя по городам Рос сии, Бурлюк устраивал шумные поэзо-кон- церты с лекциями о современной поэзии и сущности нового искусства. В Омске с ним встретился «глава» местных писателей, именовавший себя футуристом, Антон Се менович Сорокин, выдавший Бурлюку шут ливое удостоверение в гениальности, а тот, в свою очередь, причислил Сорокина ко Всероссийской федерации футуристов и по обещал упоминать его имя во всех своих выступлениях. Почти все свои речи и обра щения Сорокин начинал со слов: «Во имя бога-отца в искусстве Давыда Бурлюка, сына Владимира Маяковского и святого духа Антона Сорокина...» Как видно, наш земляк ставил себя рядом с основателями российского футуризма, считая, что он — их соратник и продолжатель. В действительности же, творчество Анто на Сорокина имело мало что общего с фу- туризмом. Писатель-гуманист, автор анти- военной повести «Хохот желтого дьявола», живо откликался на все современные собы тия. У него была своя теория футуризма, в которой он пытался объяснить сущность нового искусства, главным образом через культуру народа. В отличие от футуристов, которые отвергали классику, историю и с т бирались строить новое искусство на голом месте, Сорокин, напротив, делает экскурс в историю и сравнивает футуризм с древней культурой. Эти свои взгляды он выразил в лекции: «О футуризме и Антосорокизме». Футуризм, по Сорокину, это основа связи между человеком и природой, великая пре образующая сила современности, ядро но вого искусства: «Какие разнообразные формы дает куль тура! Пение соловья футуристическая кульі тура превращает в звуки рояля. Как бы удивлена была природа, если бы увидела, что за уродина рояль получилась из ма ленького соловушки. Маленькая гусеница превращена в огромный танк. То же мы те перь видим и в искусстве — футуризм кра сками думает передавать мысли, настрое ние, словами передавать музыку, и если культура, имея только образцы природы, создала такую' сложную культуру, если паутину паука превратила в шелковые ма терии, то будьте уверены, что и футуризм в искусстве сделает то же...»' Сейчас уже общеизвестно стремление Сорокина к саморекламе, к экстравагант ным выходкам и многочисленным сканда лам с редакторами сибирских изданий. О чу дачествах Сорокина многое рассказал Лео нид Мартынов в книге «Воздушные фрега ты», в статье «Дон Кихот сибирской лите- ратуфы». Спустя много лет он напишет об Антоне Сорокине в стихотворении «Ко роль»: Но. не ценя спокойствия ни в грош. Антон Сорокин собирал, неистов. Вокруг себя шальную молодежь — Мечтателей, фантастов, футуристов. Об одном из «мероприятий» «шальной молодежи» рассказал Леонид Мартынов: «Скажем, в каком-нибудь из многочислен ных клубов ставилась захудалая, с нашей точки зрения, пьеска, уцелевшая в репер туаре с дореволюционных времен. Мы не заметно проникали за кулисы, іі затем кто-нибудь из нас выходил на сиену и впу тывался в действие декламацией стихов — «Левого марша» Маяковского, либо «Са рынь на кичку» Василия Каменского, либо своих собственных. Ошеломив этим актеров и завладев вниманием публики, декламатор произносил краткую речь о старом и новом искусстве. Чаще всего дело кончалось аплодисментаіііи и криками: «Читай еще!»^ Футуристы выступали против мещанства, за революционность искусства, прославляя будущее. Их стихи были остры, свежи, нео жиданны, оказывали эпатирующее воздей- ствие на обывателей. Леонид Мартынов вспоминает, как Ем. Ярославский, редактор газеты «Советская Сибирь», писал, что ом ские футуристы, предводительствуемые Ан тоном Сорокиным, талантливее и живее, чем некоторые художники-профессионалы. Бла годаря отзыву Ярославского отношение к творческой молодежи улучшилось; для пристанища художников левого направле ния в искусстве была . отведена пустующая синагога на углу улиц Почтовой (ныне — ул. Колущинского) и Лагерной (ул. Мар шала Жукова). В эти годы Леонид Мартынов сближа ется с художниками Виктором Уфимцевым, Николаем Мамонтовым, поэтами Сергеем Орловым, Николаем 'Калмыковым, Висса рионом Шебалиным. Более всего Мартынов был дружен с Борисом Жезловым, руково дителем театральной, труппы «Синяя блуза», своим соседом и гимназическим товарищем. Жезлов писал «хорошие, но зловещие сти хи», прекрасно читал их, обладая незау- рядным актерским талантом. Оба молодых поэта участвовали в работе Омской артели писателей и поэтов, выступали с чтением стихов в клубах Омска. Виктор Уфимцев вспоминает о том, как читал стихи Жезло- ва в одном из московских клубов: «Бара банные стихи Борьки Жезлова после нуд ных и тягучих чревовещаний о лаптях, ха тах и тараканах были неожиданны и све- ' ГАОО, ф. 1073, оп. Ь, д. Ы7. »л. М а р т ы н о в . Воздушные фрегаты. М.. Современник. 1974. с. 90. ® В. У ф и м ц е в . Говоря о себе. М.. Сов, ху дожник. 1973. с. 69,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2