Сибирские огни, 1985, № 12

рой всегда был ^орог ему, приходишь к вы­ воду, что путь этот героичен, а жизнь и ра­ бота поэта вполне могла быть названа под­ вигом. Когда-то, еше перед Великой Отече­ ственной войной, поэт Михаил Львов напи­ сал стихи о природе мужского и человече­ ского мужества: Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Как стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться. Разбиться. И. как руда, пожертвовать собой. Мне кажется, что эти стихи имеют прямое отношение к человеческой и поэтической судьбе Александра Яшина. Но закончить эти заметки мне хочется стихами самого Александра Яшина. Стиха­ ми, которые в полной мере выражают дух и суть всех его главных поступков на труд­ ном пути к Истине. Я обречен на подвиг, И некого винить. Что свой удел свободно Не в силах изменить. Что этот трудный жребий Приняв как благодать, Я о дешевом хлебе Не вправе помышлять. Щадить себя не вправе. И бестолковый спор О доблестях, о славе Не завожу с тех пор. Что ждет меня, не знаю. Живу не как хочу И ношу поднимаю Себе не по плечу. У бедного провидца Так мал в душе просвет. Что даже погордиться Собой охоты нет. А други смотрят просто. Какое дело им, Крещусь я троепегстно Или крестом иным. Земли не чуя сдуру. Восторженно визжа. Ползу на амбразуру. Клинок в зубах держа. («Я обречен на подвиг...») Стихи ЭТИ говорят сами за себя. В них и понимание роли, и понимание избранйой по- этом своей работы последних лет как имен­ но подвига, и одержимость, с которой по­ эт пробивался к истине. В одном из последних стихотворений, под­ писанных 28 апреля 1968 года, Александр Яшин, имея в виду мир, покидаемый им, не без грусти замечает; «Так же будут юноши писать и стихи и прозу...» Думается, что после Александра Твардов­ ского, Михаила Исаковского и немногих других, близких им по духу поэтов, превра­ тивших русскую советскую поэзию о дерев, не в поэзию действительно народную, небы­ вало высоко поднявших ее нравственный уровень, писать так, как писали .об этом до них, уже невозможно. Среди немногих других, чье понимание ро- ли поэзии в жизни народа более всего сбли­ жает их с А. Твардовским и М.і Исаков, ским, находится Александр Яшин, Новосибирск. 1985.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2