Сибирские огни, 1985, № 12
Устремленность поэта к ясности н глубине стиха, служащих, предельно точному, исчер- пывающему выражению мысли, как мы уже заметили, особенно проявилась в последних книгах поэта. Поэт пиіііет стихи о том, как он не сразу узнал, что васильки, которыми он привык любоваться в хлебах еще с дет ских лет,— всего лишь сорняки. Естествен но, сообщает он, с тех пор, встречая эти цветы среди спеющего хлеба, он уже отно сится «без прежнего к ним обожания». И заканчивает строками, ради которых и писались стихи: і Так разрешился вопрос В пользу содержания. («О форме и содержании») Об этом же, по существу, то есть о прио ритете содержания над формой, о подчипея- ности формы содержанию, и некоторые дру гие его стихи, в частности «Ваши успехи», адресованные некоторым входившим тогда в моду молодым поэтам, понимавшим нова торство стиха лишь как новаторство формы. Как бы в пику им и не без иронии к пони манию ими роли поэта и назначения стиха, он заявляет: Теперь вы — глашатаи. Вы новаторы. Вниманием девонек умащенные. А мы — 9ПИГОНЫ, Мы — консерваторы, ‘ У нас и рифмы традиционные... Не стесняясь этих традиционных рифм, а как раз применяя их, но применяя творче ски, то есть обогащая их внутренним напря жением мысли, всем строем стиха, он соз дает действительные образцы лирики, со ставившие основу его книг «Бессонница», «Совесть», «Босиком по земле», «День тво. рения». Следует отметить полную свободу поэта в его обращении со стихией слова, тяготение к смене ритмических рисунков в стихе, раз нообразие интонаций: Начинаются беличьи свадьбы. Бор в слепящем морозном огне. Не положено. А летать бы По сосновым верхам и мне («Беличьи свадьбы») Ждать остается недолго. Чую: близка весна! Тронется матушка-Волга. Следом за ней Двина. («Вешние воды») Журавли улетают. Пора и мне. Осень листья сжигает На желтом огне. ' Ветер рвет их и мечет. Рассыпает холсты. На кустах, будто свечи,— Щеглы. Клесты. («Пора и мне») В стремлении уйти от приукрашений, от игры словом ради самой игры он освобож дает сам стих от эпитетики и метафористи- ки, к которым так приучен читательский слух. Образная система стиха как его эмо. циональное напряжение складывается из прямого и напряженного внимания поэта к предмету поэзии. Отсюда — такая ясность мысли и чувства, подчиненных замыслу поэ та. В книгах Александра Яшина совсем не много стихов белых или тем более так дазы- ваеиых свободных. Зато о многих стихах, особенно входящих в книгу «День творе ния», Можно сказать, что они написаны поэ том, свободно чувствующим себя не только в выборе ритмической системы, но и рифмы. Он не стесняется применять, когда это нуж- но, далекую от точности рифму, ибо не точность эта не ощутима в стихе, где мысль напряжена, а слово стоит на единственно определенном ему месте. Главное — стрем- леяие ' поэта — обеспечить всем строем сти ха точность передаваемого им ощущения, чувства, мысли, А мысль эта об одном — научить нас быть ближе к земле и природе, к народу и его жизни. Ибо только тогда Добру откроется сердце И совесть будет чиста. 5 Александр Яшин — мужественный чело век и мужественный поэт. Это доказывает и его понимание роли поэта в обществе, и его отношение к своему собственному творчест ву. Когда он увидел, что на какое-то время поступился в своей работе правдой, он тут же мужественно признал это сам, без ка ких-либо намеков со стороны. Поступок, достойный уважения. Трудно, но мужественно расставался по эт с этим земным миром, так глубоко чув ствуемым и высоко ценимым им. Целый цикл стихов был написан им в больнице в дни, о которых он догадывался, что они — последние. Тем не менее стихи эти — не о смерти, они все — о жизни. И если и есть в них сожаление о преждевременном уходе, то это каждый раз сожаление о том, что при ходится уходить, не успев выполнить всех своих обязанностей перед другими. Несжатым клином жизнь лежит у ног. Мне никогда земля не будет пухом: Ничьей любви до срока не сберег И на страданья отзывался глухо. («Отходная») И там же: Ни от своей. Ни от чужой вины Не отрекаюсь, Но долги все те же. Как тут Не вспомнить его же стихи, напи санные в начале этого периода: «Спешите делать добрые дела!» И хоть поэт в стихотворении «Может, и надо мною...» отлично сознает свое положе ние: Кончится жизни горение —^ И нет тебя на примете. Не одолжишь мгновения Ни у кого на свете,— тем не менее он с достоинством встречает это последнее на его пути испытание, ибо сознает, что прошел свой путь не бесследно, а — главное — прошел его вместе с народом. На пути этом были и победы, были и пора жения, но не было попытки уклониться от бед или радостей народных. И потому, даже и в самый последний свой час поэт не со бирается просить об участии к себе, ибо Пбжил в свою охоту. Был ко всему причастен. Озирая путь Александра Яшина, проле гающий через поле жизни и через поле со ветской поэзии, осмысливая его крутой по ворот в направлении к истине, свет кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2