Сибирские огни, 1985, № 12

Поэт верит, что этого не случится, ибо по­ рукой тому разум, предохранивший челове­ ка от многих бед, и душа с ее совестью, ко­ торая не позволит человеку забыть его глав- ное предназначение на земле— быть Чело­ веком. На нее-то, на совесть, он и полагает­ ся более всего,, к ней-то он постоянно и стучится. В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество. Верность. Боатство. А есть еше: Совесть. Честь... По закону совести судит его лирический герой и самого себя, свое поведение в жиз­ ни и в литературе, свои самые глубокие чув­ ства, вплоть до интимных. И не щадит при этом своеіо самолюбия. «Я каюсь, что робко любил и жил»,— с горечью признается он в одном стихотворе­ нии, адресованном любимой («Завещание»). В :іругом он корит себя за то, что был иног­ да недостаточно бережлив к жеьпциие, Ио- торая делила с ним все радости и горести жизненного пути. Как будто бы в густом лесу я сан Тугую ветку оттянул упруго, И вот она хлестнула по глазам Ни в чем не провинившегося друга. («Опять я целый день негодовал...») В стихах «О безответной любви», «Осту­ да», «Боюсь любви, а не любить — не жить...» раскрывается еще одна сторона ду­ ховного обличия лирического героя Алек­ сандра Яшина — его высокое понимание чувства, именуемого любовью. Он и от люб­ ви хочет не просто огня, но добра и света. Не огонь в крови, но свет в душе — вот глав­ ная примета истинной любви! Именно стремлением выразить эту мысль рождено стихотворение «Обида». А стихотворнение «О безответной любви» открывает еще одну грань понимания этого чувства: умение любить другого. Даже если льЬбовь безответна. Ибо любовь — это не желание получить, но желание отдать жар своей ду- •ШИ другому, согреть его! Пусть безответно. Только бы любить. Только б не бесследно По земле ходить. Вместе с тем любовь — чувство ответст­ венное. Именно об этом стихотворение «Боюсь любви, а не любить — не жить...» Любовь не должна быть эгоистичной. Она никому не должна мешать, но всем должна помогать. Вместе с тем это чувство, ничем не регламентируемое. Потому-то оно и чув­ ство. И чтобы не прийти в противоречие с разумом, оно должно быть чисто. В этом главная мысль стихотворения. Кстати, в нем есть строфа, которая, как мне кажет­ ся, говорит не только об отношениях двоих друг к другу, но іі всех — ко всем: Боюсь любви, а не любить — не жить. Не вдохновляться и не волноваться. Ужели так всю жизнь по-волчьи выть. Звать к примирению, А встреч бояться? Не наталкивают ли эти строки на мысли, выходящие из сферы отношений интимных в сферу межчеловеческих отношений, осо­ бенно в наши дни? Впрочем, в стихах Александра Яівина та­ х т «выходы» из области частностей в об* ласти более широкие встречаются нередко... Как бы подводя итоги этому кругу свои* мыслей о роли и назначении поэта в совре- менном обществе среди людей, которых он должен чему-то научить, поэт задумывает­ ся, естественно, и над своей личной ролью, над своим местом и своем пути в общем строю. И приходит к отрадному выводу. «Я как будто родился заново»,— сообщает он и тут же .уточняет: Жизнь при всех ее изменениях. Мир во всех его измерениях Для меня теперь по плечу. Сам за все отвечать хочу... Очень важное признание об ответствен­ ности за все, что происходит в этом лучшем из миров, чем не могли похвастаться герои поэмы «Алена Фомина». И дальше — о чув­ ствовании чужой беды как своей и о равно, душии к славе, «коль без пользы людям она». И заключает стихотворение строфа, которая дает объяснение всему, что про­ изошло за это время со всеми нами и с ним, одним из лучших поэтов нашего времени: Ни к безверию, ни к сомнению Не причастна душа моя. Просто стало острее зрение: Повзрослело мое поколение. Вместе о ним повзрослел и я. Стихи, которыми сразу же обратил на се­ бя внимание молодой Александр Яшин, бы­ ли стихи, как мы уже говорили, о его родной Вологодчине, в частности стихотворение «Вологда», в котором автор в полной мере воздал любимому им родному вологодскому оканью. Ты проедешь волок, еше волок да Еще волок — Будет город Вологда. Как поедешь ты ко городу ко Вологде. Где хотел царь Грозный править-володеть. По постоям не ходи, а правь по площади По базарной, где в продаже скот и лошади. Где воза с ржаной соломой и сенцом стоят. Где водой проточной бабы скот поят... Про Овдотью Олексеевну выспрашивай. Все укажут, где хоромы охрой крашены... Расскажи ты ей, Овдотье Олексеевне, Как живем мы здесь, в колхозе, что посеяли... И заканчивается это стихотворение стро­ ками: Вологда теперь разбогатела. Вологжане, брат, взялись за дело. Только окать не перестают. , Довольно долго не переставал окать я автор этих стихов. (Однако чем зорче стано­ вится его взгляд, чем чаще обращается по- эт к реальным проблемам народной жизни, тем чаще он отказывается от внешней ор­ наментовки стиха,' тем яснее становится его стихотворная строка. Она вся устремлена к главному; донести мысль в полной ее неза- мутненности до сердца читателя. При этом эмоциональное содержание отнюдь не ста­ новится беднее. Ибо та простота, которой достигает здесь поэт, — не от бедности, а от подлинного мастерства, умеющего подчи­ нить внешние формы стиха его внутреннему напряжению.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2