Сибирские огни, 1985, № 12

и снова, обращаясь к этой теме сердеч­ ного внимания и участия к человеку в сти­ хотворении «Твоя родина», приходит к очень важному пониманию родины как на­ рода, населяющего ее. Мысль эта, в общем- то Не новая в лирической поэзии о родине, где понятие родины еще недавно очень ча­ сто сводилось к «трем березкам у пруда», несомненно, важна, о чем и напоминает нам поэт: А все ли помним И всегда ль о том. Что родина была, и есть, и будет Не только реки, горы, отчий дом. Не просто небо и земля. А люди?.. И, уже обращаясь не только к человече­ скому чувству, но и к долгу поэта, автор формулирует этот долг, как он его понима­ ет; Спеши на выручку, других зови.— Пусть не найдется душ глухих и жесткихі Без этого к чему слова любви О родине, О речках. О березках?! В чем же состоит роль и назначение поэ­ та, как их понимал Александр Яшин в этот последний период его жизни и работы? В том, чтобы воспитывать в человеке ду­ шу, достойную его высокого звания, чтобы вселить в него веру в бессмертие мира и бе­ сконечность развития человека, чтобы воспи­ тывать ответственность за сохранение этого мира, земли и жизни на ней. Научить чело­ века любви ко всему сущему на земле. По­ сеять в его душе не только Чувства мужест­ ва и самоотверженности, но и сострадания, не только веру в свои силы, но и веру в си­ лу совести. Словом, помочь выработать все • те качества, без которых человек и челове­ чество не может рассчитывать на успешное построение мира добра и разума, справед­ ливости и братства для всех. Эти чувства всегда отличали нравственно здорового человека. Без них невозможен был бы прогресс. Но в обществе, идущем к коммунизму, они необходимы человеку вдвойне. Необходимы, как хлеб и воздух. Успехи в науке и технике, достигнутые че­ ловечеством в последние полвека, не зачерк­ нули, а подчеркнули непреходящую и ничем не заменимую ценность этих духовных ка­ честв. Человеческий разум приручил фантасти­ ческие виды энергии, проник в глубь микро- и макромира, покорил пространство и вре­ мя, но душа человечества каждый раз, в каждом новом поколении, как душа ребен­ ка, и по сей день нуждается в духовной пи­ ще. Одним из производителей ее ■ является литература: Именно она в первую очередь ответственна за то, какой получит ответ вопрошающая и взыскующая истины чело­ веческая душа. И поэт ясно понимает свою ответственность перед этой душой. Говоря о молодом племени, приходящем на смену от­ цам, которые, как нам иногда представляет­ ся, уже ответили на все запросы своего, да и нового, времени, он не без удивления от­ крывает для себя; Странно, что в век наівия, , , Атомных бомбовозов. Для них не решен нн один Из роковых вопросов. Юноша, стиснув рот. Заново определяет; Ради чего живет? Из-за кого страдает?.. («Милое мое горе») Ответить на все эти нелегкие вопросы на­ длежит поэту. А ведь среди этих вопросов есть и такие, на которые, может быть, и от­ вета нет. Пока, по крайней мере: Вроде противостояния двух социальных миров с их оружием. А между тем человек, да и все человечество, ищет ответа на свой вопросы. Неразрешенные, они составляют боль и страдание и человека іі человечества. И эта боль становится болью поэта, страда­ нием его совести. А есть и такие проблемы, разрешение ко- торых, казалось бы, вовсе не зависит от ка­ ких-то глобальных сил, а вот поди ж ты! — не так-то просто решаются. Вроде отноше­ ния многих из нас к живой природе, отноше­ ния часто расточительного, а то и просто варварского. О людях глухих и слепых по отношению к природе поэт по справедливо. ' сти говорит, что они Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде. Так добро свое губим. А гордимся природой И отечество любим. («Письмо в «Лесную газету») Тут уже говорит не только боль совести, но и гнев ее. Привлекая наше внимание к проблемам жизни живой природы, частью которой яв- 'ляемся мы сами и ресурсы которой под на­ тиском НТР тают не по дням, а по часам, поэт, в лучших традициях С. Есенина, кото­ рый, как известно, «зверье, как братьев на­ ших меньших, никогда не бил по голове», предостерегает нас от высокомерия по отно- шению к этим братьям меньшим: Высокомериё не к лицу Ни великану. Ни мудрецу. ' В сосновом бору, В березовой роще. Где так многогранно желание жить. Мне, сильному, только добрей и проще И человечней хочется быть, («Не верю, что звери не говорят...») И, обращаясь не только к нашей совести, но уже и к нашему разуму, выговаривает мысль, выходящую далеко за предельй мира луга и леса: Достойно ль царя природы делить Всех в мире живущих На высших и низших? И заканчивает эту мысль обязательным и справедливым выводом, который и должен бы нас, стоящих уже сейчас на пороге от­ крытия иных миров, предостерегать от высо­ комерия, когда мы обращаем свой взор на окружающую нас природу: Мы видим не все со своей горы. Чудес неоткрытых еще немало. Боюсь, чтоб кичливость не помешала Нан постигать иные мары.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2