Сибирские огни, 1985, № 12
с тех пор я уже никогда не забывал это- го стихотворения. Уже тогда, йосле'первого знако>іства с ним, даже и мае, молодому парнишке, было ясно, что автор его наделен своеобразным и ярким талантом. Время лишь подтвердило правильность этой догадки. Александр Яшин показал се бя действительно поэтом своеобразным, глу- боким и честным, хорошо знающим совет скую деревню и прочно стоящим на почве русского народного поэтического языка. Его голос был хорошо различим уже перед Ве ликой Отечественной войной. Во время вой ны, когда Яшин был не только поэтом, но и солдатом, воевавшим в рядах защитников Ленинграда и Сталинграда, атаковавшим позиции врага в подразделениях морской пе хоты Балтийского и Черноморского флотов и Волжской военной флотилии, его голос еще более окреп и закалился. Поэт, как многие лучшие наши литерато ры, «мобилизованные и призванные» Вели кой Отечественной войной, воздал должное подвигу вооруженного народа. Но опять же, как большинство советских поэтов, уча ствовавших штыком и пером в этой битве, лишь прозвучал последний ее выстрел, по спешил вернуться к теме повседневной жиз ни, повседневного труда народа, тр,уда, ко торый, в тех неимсжерно трудных условиях восстановления разоренного войной хо зяйства был сам по себе подвигом, мало чем отличавшимся от подвига народа на войне. Долг художника указывал ему на его место в новом сражении за победу, в первых плодах которой так нуж далась страна. Восславить этот новый под виг народа и показать его победные шаги на пути к экономическому и духовному рас цвету, по которым так стосковался народ,— было лозунгом и требованием совести и эпо- хи. И Александр Яшин с готовностью после довал им. Однако задачи, которые выдвига ет эпоха всегда, сложны и многообразны и среди них иногда можно встретить и такие, которые выдвигаются не логикой развития живой жизни, а схемой ее, когда, заслоняя живую реальность, желаемое выдает себя за действительность, В стране, разоренной вой ной, не хватало рабочей силы, жилья, про довольствия. Хотелось скорее увидеть народ одетым, обутым, накормленным, более то го—приближающимся к более высокой сту пени общественного развития. Из этого есте ственного желания — поторопить ііроцесс улучшения народной жизни — и зародилась в некоторых кругах общественности, и в том числе в творческих кругах, в литерату ре и литературной критике, стремление по казать достигнутым то, до чего на самом де ле было еще очень не близко. Отсюда — и книги, картины, фильмы, в которых победы, Достигнутые в экономике и культуре к то му времени, преувеличивались, а острота реальных жизненных проблем приуменьша лась. К сожалению, не избежала влияния этой тенденции и поэтическая работа А. Яшина тех лет. Свидетельство тому — по эта «Алена Фомина». Как мы знаем, в те годы, о которых идет речь, произошло одно событие, которое са мым решительным образом повлияло на раз витие искусства и литературы и, в частно сти, на дальнейший творческий путь поэта: партия приняла ряд кардинальных решений, которые, с одной стороны, способствовали дальнейшей демократизации общественной жизни, а с другой, потребовали от творче ской ин’^еллигенции ясного и принципиаль ного взгляда на жизнь, объективного ее изображения, опирающегося на принципы партийности и народности. Эти решения партии заставили поэта мно гое пересмотреть в его отношении к жизни н методу ее изображения. Поэма, которая по выходе получила дружную поддержку литературной критики, открылась автору в ее истинном свете, и он увидел, что нравственная и эстетическая ценность ее весьма проблематична. Каза лось, поэт лишь на мгновенье отошел от ре альной жизненной правды, но это отступле ние от нее жестоко отомстило ему. Он уви дел, что подмена суровой правды .жизни ее красивой схемой породила мертворожденное произведение. К счастью для А. Яшина и для советской литераторы, он оказался человеком незау рядной воли и трезвого взгляда на свою ра- боту и свою роль в жизни. Он сам, со своих нравственно-эстетических высот этого време ни, оценил свою поэму и дал ей более объек- тивную оценку, чем та, которую дала ей критика. И затем уже не переиздавал ее и не включал во все последующие издания, в том числе и в подготовленный им перед его уходом двухтомник. Но все это было уже следствием нового, более требовательного взгляда художника на. себя и свою роль в обществе. В жизни поэта — человеческой и твор ческой — заканчивался один период я на чинался другой. Нужно было оглядеться и с учетом этих двух уроков принять реше ние. Днем не сидится. Ночью не спится... Надо на что-то Большое решиться! Поэт решает, что отныне должен жить на той земле и с теми льодьми, которые да ли ему жизнь, сформировали его душу и сделали своим поэтом. И он едет на малую свою родину — в Вологду, в Никольский район, в родную деревню Блуднбво. И по селяется в бору, избеганном им еще с дет ства, на берегу веселой речки Юг, одаривав шей его когда-то своими окуньками и песка- рями, на высоком, поросшем сосняком буг- ре. На Бобришном угоре. Чтобы отсюда ежедневно навещать сйоих односельчан, ви деть их труды и дни, разговаривать с ними и вникать в их заботы и нужды. Чтобы здесь, под ровный гул соснового бора и ти хий шелест струящейся рядом реки, вдали от каждодневной литературной и окололи тературной суеты, на новом уровне понима ния стоящих перед народом задач, спокой но и несуетно осмыслить и эти задачи, а свою роль в их решении. Дома я! и сердце бьетсК с силой. Мимо, мимо — за верстой верста... Что кому. А для меня Россия — Эти вот. родимые места. («Москва — Вологда»)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2