Сибирские огни, 1985, № 12
говорах, кипевших в давние времена в Чи тинском осіросе. Как непрост и многозначен этот день, 14 декабря 1825 года, как по-разному от свет его лея.ит на судьбах человеческих! ...Но вот и Чита, 4'ри невместительных каземата, окруженные тыном, несколько домиков, взбегающих в гору, выкрашенные белым и черным полосатые шлагбаумы, стоящий на косогоре дом коменданта и по склону — комендантский сад, огороженный палисадом— В казематах невероятаая теснота, на ночь кандалов не снимают, поэтому то и дело .звенят в ночной темноте цепи, и же лание повернуться во сне на другой бок вызывает необходимость невольно будить товарищей, лежащих рядом на нарах, а те, ворочаясь, невольно будят своих соседей... Питание скудное, всего полагалось узникам по 2 пуда муки и 1 рубль 98 копеек в ме сяц. Поэтому Лепарский смотрел сквозь пальцы на то, что нарушался запрет иметь женам декабристов крупные наличные сум мы — энергичные женщины кормили за свой счет всю тюрьму. К моменту прибытия Трубецких и их то варищей из Благодатска в Чите уже посе лилась Елизавета Петровна Нарышкина и Александра Григорьевна Муравьева, а вскоре женская колония еще - расшири лась —. Александра Васильевна Ентальце- ва, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Алек сандра Ивановна Давыдова, фрунцуженка Полина Гебль, вскоре ставшая женой де кабриста Анненкова, составили «дамскую колонию», стали обживать Читу, на первых порах снимая дома, а затем и начиная соб ственное строительство, ибо рушились на дежды, которые еще совсем недавно теши ли души, о чем тайно думали многие: оду мается царь, решь», что наказание уже свершено, и вернет — пусть не в Петер бург или большие города, н(? хотя бы в свои деревни, к матерям, к отцам, к родным пенатам. Милость царя последовала: пер вому разряду, осужденному на вечную ка торгу, срок ее снижался до... двадцати лет. На двадцать лет, как минимум, поняли жен щины, кужно'обосновываться в Чите. Рож дается Дамская улица. Екатерина Иванов на пишет матери о намерении построить дом; по примеру Муравьевой, а мать сообщает другой дочери, Зинаиде Леб- цельтерн 22 мая 1828 гд «...Господь сохра няет ей здоровье и мужество, она все так же смиренна, но в ее письмах больше внутреннего спокойствия... Они (декаб ристы.— М. С.) соединены согласно своим вкусам, и чтение заполняет их одиночество. Сергей изучает греческий язык. Он попро сил и получил несколько книг по химии и медицине. Дра раза в неделю они видятся со своими женами наедине. Они (жены.— М. С.) могут посылать им обед... Одежду свою они (декабристы.— М. С.) получают отсюда._ (т. е. из Петербурга и других мест, где живут родственники декабристов. — М. С.). Очень много страдают от холо да, в те'чепие 6 месяцев в году градусник показывает —35°. В виду этого Каташа строит себе деревянное помещение, но с двойными рамами и двойным полом'. Я по- сылаю ей ковры, обивку для мебели и зам ки. Она работает по канве, вышивает биссе- ром и обещает прислать, мне свои изделия...» Судя по всему, Екатерина Ивановна за год жизни в Чите несколько пришла в себя, пообвыкла, успокоилась. «Не могу тебе ска зать,— пишет ока 27-го июля 1829 года сестре Зинаиде Лебцельтерн,— насколько мое здоровье улучшилось с тех пор, как моя. душа спокойна и довольна. Я не толь ко чувствую себя в два раза сильней, но толстею и больше не чувствую, есть ли у меня нервы, или нет. До моего соединения с Сергеем они были в большом беспорядке, и моя старая болезнь частенько меня мучи ла. Это лишнее доказательство тому, сколь духовная сторона действует на физическую. Я тебя покидаю, любезный друг, обнимая тебя... за себя и Сергея столь же нежно, сколь мы оба тебя любим». Каторжные работы устроить в Чите было невозможно: ни рудников, ни заводов не было Ни в деревне, ни поблизости. Летом засыпали овраг, носящий странное имя — «Чертова могила», это был сизифов труд — осенние ливни, вешние воды уносили всю наношенную за лето землю. Зимой на при способленных мельницах в избе мололи зерно. В тесноте казематов, предоставленные са мим себе, люди эти, отмеченные судьбой, могли потерять все, чем были богаты их души, от скуки, одноойазия и нелепости жизни. Их спас труд. "Груд физический — каждый освоил какое-нибудь ремеслр, а то и несколько: сами были портными, слесаряміь, плотниками, огородниками, ма стерили приборы, делали всякую всячину, нужную в быту. "Груд умственный — по степенно появились книги, благодаря жене Никита Михай.чович Муравьев, по призва нию талантливый историк, получил всю свою уникальную библиотеку, получали кни ги и другие декабристы, в том числе и Тру бецкие. Жажда деятельности, желание поделить ся знаниями и почерпнуть знания привели к открытию «каторжной академии», где истинные знатоки наук, иностранных язы ков, прикладных и гуманитарных знаний читали лекции своим соузникам. С появлением у жен декабристов домов Лепарский обратился к правительству с письмом: «Жены осужденных в каторжную работу государственных прсСгупииков, при быв в Читу, принуждёны, по тесноте остро га, жить в своих домах, имея свидание с мужьями только дважды в неделю... эти несчастные женщины, покинувшие детей своих и родителей и отказавшиеся от всех прав и выгод своего состояния, чтобы ус лаждать злополучную участь мужей, ли шены этой единственной отрады». На этом письме Николай I написал: «Я никогда не мешал им жить с мужьями, лишь бы была на то возможность». Император сделал вид, что он вроде бы и ни при чем, а это дело рук местного начальства, неверно растолко вавшего высочайшую волю. Лепарский объявил женщинам, что мужьям, в свободное от выполнения ка торжных работ время, разрешается жить дома. Со временем семейным разрешено было принимать у себя гостей, не группами, по одному, но это все же было серьезным послаблением. В 1328 году император распорядился также снять кандалы с тех, кто ведет себя достойно. Лепарский понимал, что освобож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2