Сибирские огни, 1985, № 12
возникла откровенная и подлинная друж- ба, «сплетенная,— по словам Трубецко го,— на биваках, на поле битвы, при деле нии одинаковых трудов и опасностей»: Александр Николаевич Муравьев, впослед ствии создатель Союза Благоденствия, Мат вей и Сергей Муравьевы-Апостолы, послед ний , из которых впоследствии — один из руководителей восстания черниговцев, Сер гей Шипов и Иван Якушкин, через сорок лет после сражений в Германии и Франции беседующие, в декабре 1855 года в иркут ском доме Трубецкого. В своих «Записках» Трубецкой пытается объяснить первоначальный замысел соста вить тайное общество тем, что «некоторые молодые люди, бывшие за отечество и ца ря своего на поле чести, хотели быть вер ной дружиной вождя своего и на поприще мира». Но Александр I, прогарцевавший, благодаря победам народа России, по ев ропейским государствам эдаким верховым либералом, предал свою страну, ожидаю щую от него радикальных перемен, и «тя гостный ярем», который все влачили до блистательных Побед над Наполеоном, стал еще более тягостным. Трубецкой при нимает участие в создании самой первой декабристской организации — Союза спа сения. По его инициативе собрались в фев рале 1816 года Никита и Александр Мура вьевы, их двоюродные братья Сергей и Мат вей Муравьевы-Апостолы," Иван Якушкин, и начало было положено. Еще через год он работает вместе с Павлом Пестелем над уставом нового союза, однако уже к кон цу того же 1817-го организация распуска ется — нужна более прочная, активная, бо лее широкая по составу — такой организа цией становится Союз Благоденствия. С Никитой и Александром Муравьевыми Сергей Петрович работает над новым ус тавом — «Зеленой книгой». «Члены сии,— говорилось в ней,— почи таются от Союза поставленными блюстите лями справедливости. Они всегда действу ют, говорят и судят право, не страшатся мнения малодушных, не считают себя не счастными, когда за истину страждут». В уставе было две части, первую показывали тем, кому предлагали вступить в тайное общество, благонамеренная внешняя цель которого, как явствовало, состояла в про- свешении народа и принесении пользы го сударству, что никак не могло быть предо судительным, вторая часть открывалась лишь посвященным уже в главную тайну. Вот как характеризуется «Зеленая кни га», ее секретная часть в записке, подан ной генералом А. X. Бенкендорфом Алек сандру 1 в мае 1821 г.: «Главные правила относились к попечению об усовершенство вании наук,- художеств, всех ветвей госу дарственного хозяйства, судопроизводства и пр. Таким образом, даже и для самих членов, менее опытных, прикрыта была тайная цель главных руководителей.— во зыметь влияние на все отрасли правитель ства, чего частные лица отнюдь присвои- вать не могут. Средства к тому избраны: распускаемые слухи, рассказы в общест вах, сочинения, особенно журнальные ста тьи,- как более и скорее расходящиеся, да бы дать направление общему мнению и не чувствительно приготовить все сословия. Есть многое, до чего, как до больного мес та, чтоб не почувствовать, не должно при касаться; но частые напоминания и, так сказать, беспрестанные атаки по заведен ной системе на понятия о рабстве, цепях неволи, тиранстве, ненаблюдении правосу дия и пр., врезываясь в памяти, давали бы дурное мнение и поселяли бы отвращение от существующего очерняемого порядка и желание перемен. Первым шагом для привлечения низшего состояния почита лись: освобождения крестьян, к чему каж дый член был обязываем, и распростране ние училищ взаимного обучения». Летом 1819 года Сергей Петрович Тру бецкой отправляется за границу — не дает' покоя рана, полученная под Лейпцигом ' Осенью того же года в Париж приехала Александра Григорьевна Лаваль, в деви честве — Козицкая, жена укоренившегося і в России и, более того, в министерстве иностранных дел, француза, принесшая мужу своему несметное богатство. Она приехала со старшей дочерью, девятнад цатилетней Каташей, как называли ее в семье, маленькой Софьей, с прислугой, ту-/ вернантками, поваром, сняла дорогой особняк на улице Бурбон. Париж в то вре мя, *по выражению биографа Е. И. Трубец кой — И. Н. Кологривова, был огромной гостиницей и местом международных уве селений, русских господ, желающих раз влечься вдали от дома,-было в нем предос таточно. Княгиня Прасковья Андреевна Голицына, та самая, что упрашивала Пуш кина «устроить хорошенько участь Татья ны» в «Евгении Онегине», а затем переве ла несколько глав романа на французский язык (причем известно, что поэту перевод весьма нравился), держала в Париже са лон. После смерти мужа она поселилась во Франции, в ее доме на балах и званых обедах встречались ее петербуржские зна комцы, Таких русско-парижских домов бы ло несколько, и Каташа Лаваль, как писа ла ее-мать, имела «большой успех среди «Несторов» этой страны». На одном из таких раутов они познакомились: высокий, черноглазый, кудрявый, с неожиданно тон кими, своеобразными, соединившими две крови чертами, лица,, идущий к своему тридцатилетию Сергей Трубецкой и впер вые столь захваченная вихрем балов, ожи-. вленных .бесед, неожиданных знакомств юная Каташа Лаваль. Первая влюбленность, полупризнания, желание быть вместе. И первая разлука — Лавали на холодные месяцы уезжают в Италию, где теплее, где море и солнце. Тем желаннее, тем радостнее и поры, вистее новая встреча. Признание. Со гласие. Растроганная мать-графиня пи шет мужу, прося его благословить брак. Трубецкой должен получить разре шение из полка и от императора, он про сит Петра Михайловича Волконского, на чальника главного штаба при Алек сандре I, содействовать ему в этом. Нако нец, все разрешения, все благословения, все напутствия получены. В понедельник, 28 мая 1820 года, в рус ской церкви на улице Берри, священник соединил руки молодых на. веки веков, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2