Сибирские огни, 1985, № 12
обед и т. Д. Что же касается непосредст венно личности механизатора, то мне ка жется, его хлеборобская суть осталась прежней. Механизатор — патриот своего дела. И если ему создать все условия, пре- доставить хорошую технику, то он ответит тем, чем он может ответить — предан ностью земле, нашей кормилице, которая, в свою очередь, ответит на эффективный и рациональный уход большими урожаями. Еще раз подчеркну, механизатор — это тот человек, который требует к себе очень бережного отношения. Нельзя до бесконеч ности производить всевозможные сельхоз- эксперименты, слабо учитывая, что за ними стоят живые люди, трудящиеся на самом тяжелом участке производства. Давайте еще раз спросим механизатора прямо, без сглаживания углов: где он больше всего теряет, кто и что мешает ему работать? И что же выясняется? Самые большие у него претензии к машине, на которой он работа ет. Машина, которой он не может дове риться полностью, которая его очень часто подводит. Механизаторы зачастую стоят днями, неделями потому, что трактор или комбайн в самый неподходящий момент вышли из строя. А' ведь за машинами стоят целые коллективы, производящие их. По чему же они до сих пор не поставлены, как сегодня модно говорить, в ответственное положение перед механизатором, перед сельским хозяйством, отправляя в село не годную технику, которую нужно переби рать после заводского конвейера собствен ными руками, нужно дерегулировать, а иногда — сразу ремонтировать. Равнодушного, бюрократически дейст вующего партнера видят механизаторы в лице экономической службы хозяйств. Три года назад в нашем Черепановском ОПХ произошел такой случай. На взмете зяби резко пошел перерасход горючего. Механи заторы работали в системе, когда за эко номию горючего они получали хорошие пре мии, а за перерасход платили из своего кармана. В первый же день массового взмета поступили сигналы о том, что идет перерасход горючего примерно на 25% еже сменно при выработке нормы. Реакция эко номистов была запоздалой, пока разобра лись—-прошла неделя. Причина же заклю чалась в том, что из-за отсутствия влаги происходило' переуплотнение почвы ком байнами, автомашинами и всеми прочими тяжелыми механизмами: сопротивление ее воздействию плуга резко возросло. И в перерасходе горючего был виноват не ме ханизатор, а неправильная технология, не- разворотливость специалистов. Конечно, для экономической службы хо зяйства это неприятное явление — перерас ход горючего. И вот, пока неделю разбира лись, пока, раскачавшись, провели конт рольную смену и отыскали причину пере расхода, механизаторы всеми возможными способами уклонялись от пахоты, чтобы не платить из своего кармана за перерасход. В таких ситуациях (а их очень много в сельскохозяйственном производстве) эко номическая служба знает только один от вет — «нет, нельзя, не положено по закону». За внешней объективностью таких отве тов стоит полное отсутствие понимания конкретных эрдач, полное равнодушие к судьбе конкретных людей, в частности, ме ханизаторов, и всего дела, ради которого тот работает в поле. Третий партнер, против кого механизэ^ тор настроен всегда негативно,— это все возможные обслуживающие предприятия и организации, специализированные на тех или иных видах работ. Их много сейчас,' но ьчепосредственно с механизатором взаи.мо- действуют службы технического обслужи вания, службы восстановления машин. За частую, как бы с этим ни боролись, всегда находится лазейка для людей, которые в силу того, что они «сидят», как говорится, на дефиците — дефиците масел, запасных частей, различных резиновых и картонных прокладок, ведут себя по отношению к ме ханизатору как коробейники. Коробейники, которые могут приехать в поле, выдать масло, а записать, что проведено техничес кое обслуживание. Механизатор вынужден пойти на это, потому что лучше он за них сам сделает работу, а иначе без масла у него вообще выйдет из строя трактор или механизм. Механизатор видит, что за счет хозяйства, за счет собственного его труда происходит перекачка капитала, происхо дит надувательство государства. И с этим необходимо покончить раз и навсегда. Мы не против специализации, но она должна быть разумной, настоящей помощницей главной фигуре на поле и на ферме — ме ханизатору. Тем более, если он работает на хозрасчете, если он работает на единый наряд, но не может от дущи делать дело, потому что простаивает, или подается не годная продукция, или подается она не тогда, когда нужна, а когда захотелось или появилась возможность у обслужива ющих подразделений и предприятий. В определенной степени сегодня среди ненадежных партнеров механизатор чис лит и представителей науки, что идут за частую в сельскохозяйственное производст во с не проверенными в системе, с не отто ченными до тонкостей предложениями. Вот факт: современный трактор типа К-700 мо жет быстро и очень качественно произво дить пахоту. Для этого создан специаль ный скоростной плуг. Но можно ли сегодня на большинстве полей пахать на высоких скоростях? Нет, поля не выровнены, техно- логически запущены, и развить скорость нельзя даже потому, что механизатор в этом случае не имеет ни одной секунды для проверки технологического процесса. Он вынужден снижать скорость, и тогда скоростной плуг дает пахоту бракованную; земля становится, как привыкли сейчас говорить механизаторы, «на дыбы», нет слитной пахоты. Цепь брака продолжается на других работах. Вот к чему приводит некомплексное решение, не доведенное во всех аспектах до исполнителя, и все это опять же сказывается на одном и том же: на производительности, на сроках работ и на конечном урожае. Мы, к сожалению, мало учитываем .та кое важное жизненное обстоятельство: ме ханизатор, как правило, глава семьи, имею щий подсобное хозяйство со своими каждодневными заботами. А заботы порой перерастают в проблемы. Сельский труже ник «разрывается на части», чтобы все ус петь сделать и на производстве, и дома, а помощи от хозяйства получает тут очень мало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2