Сибирские огни, 1985, № 12

обед и т. Д. Что же касается непосредст­ венно личности механизатора, то мне ка­ жется, его хлеборобская суть осталась прежней. Механизатор — патриот своего дела. И если ему создать все условия, пре- доставить хорошую технику, то он ответит тем, чем он может ответить — предан­ ностью земле, нашей кормилице, которая, в свою очередь, ответит на эффективный и рациональный уход большими урожаями. Еще раз подчеркну, механизатор — это тот человек, который требует к себе очень бережного отношения. Нельзя до бесконеч­ ности производить всевозможные сельхоз- эксперименты, слабо учитывая, что за ними стоят живые люди, трудящиеся на самом тяжелом участке производства. Давайте еще раз спросим механизатора прямо, без сглаживания углов: где он больше всего теряет, кто и что мешает ему работать? И что же выясняется? Самые большие у него претензии к машине, на которой он работа­ ет. Машина, которой он не может дове­ риться полностью, которая его очень часто подводит. Механизаторы зачастую стоят днями, неделями потому, что трактор или комбайн в самый неподходящий момент вышли из строя. А' ведь за машинами стоят целые коллективы, производящие их. По­ чему же они до сих пор не поставлены, как сегодня модно говорить, в ответственное положение перед механизатором, перед сельским хозяйством, отправляя в село не­ годную технику, которую нужно переби­ рать после заводского конвейера собствен­ ными руками, нужно дерегулировать, а иногда — сразу ремонтировать. Равнодушного, бюрократически дейст­ вующего партнера видят механизаторы в лице экономической службы хозяйств. Три года назад в нашем Черепановском ОПХ произошел такой случай. На взмете зяби резко пошел перерасход горючего. Механи­ заторы работали в системе, когда за эко­ номию горючего они получали хорошие пре­ мии, а за перерасход платили из своего кармана. В первый же день массового взмета поступили сигналы о том, что идет перерасход горючего примерно на 25% еже­ сменно при выработке нормы. Реакция эко­ номистов была запоздалой, пока разобра­ лись—-прошла неделя. Причина же заклю­ чалась в том, что из-за отсутствия влаги происходило' переуплотнение почвы ком­ байнами, автомашинами и всеми прочими тяжелыми механизмами: сопротивление ее воздействию плуга резко возросло. И в перерасходе горючего был виноват не ме­ ханизатор, а неправильная технология, не- разворотливость специалистов. Конечно, для экономической службы хо­ зяйства это неприятное явление — перерас­ ход горючего. И вот, пока неделю разбира­ лись, пока, раскачавшись, провели конт­ рольную смену и отыскали причину пере­ расхода, механизаторы всеми возможными способами уклонялись от пахоты, чтобы не платить из своего кармана за перерасход. В таких ситуациях (а их очень много в сельскохозяйственном производстве) эко­ номическая служба знает только один от­ вет — «нет, нельзя, не положено по закону». За внешней объективностью таких отве­ тов стоит полное отсутствие понимания конкретных эрдач, полное равнодушие к судьбе конкретных людей, в частности, ме­ ханизаторов, и всего дела, ради которого тот работает в поле. Третий партнер, против кого механизэ^ тор настроен всегда негативно,— это все­ возможные обслуживающие предприятия и организации, специализированные на тех или иных видах работ. Их много сейчас,' но ьчепосредственно с механизатором взаи.мо- действуют службы технического обслужи­ вания, службы восстановления машин. За­ частую, как бы с этим ни боролись, всегда находится лазейка для людей, которые в силу того, что они «сидят», как говорится, на дефиците — дефиците масел, запасных частей, различных резиновых и картонных прокладок, ведут себя по отношению к ме­ ханизатору как коробейники. Коробейники, которые могут приехать в поле, выдать масло, а записать, что проведено техничес­ кое обслуживание. Механизатор вынужден пойти на это, потому что лучше он за них сам сделает работу, а иначе без масла у него вообще выйдет из строя трактор или механизм. Механизатор видит, что за счет хозяйства, за счет собственного его труда происходит перекачка капитала, происхо­ дит надувательство государства. И с этим необходимо покончить раз и навсегда. Мы не против специализации, но она должна быть разумной, настоящей помощницей главной фигуре на поле и на ферме — ме­ ханизатору. Тем более, если он работает на хозрасчете, если он работает на единый наряд, но не может от дущи делать дело, потому что простаивает, или подается не­ годная продукция, или подается она не тогда, когда нужна, а когда захотелось или появилась возможность у обслужива­ ющих подразделений и предприятий. В определенной степени сегодня среди ненадежных партнеров механизатор чис­ лит и представителей науки, что идут за­ частую в сельскохозяйственное производст­ во с не проверенными в системе, с не отто­ ченными до тонкостей предложениями. Вот факт: современный трактор типа К-700 мо­ жет быстро и очень качественно произво­ дить пахоту. Для этого создан специаль­ ный скоростной плуг. Но можно ли сегодня на большинстве полей пахать на высоких скоростях? Нет, поля не выровнены, техно- логически запущены, и развить скорость нельзя даже потому, что механизатор в этом случае не имеет ни одной секунды для проверки технологического процесса. Он вынужден снижать скорость, и тогда скоростной плуг дает пахоту бракованную; земля становится, как привыкли сейчас говорить механизаторы, «на дыбы», нет слитной пахоты. Цепь брака продолжается на других работах. Вот к чему приводит некомплексное решение, не доведенное во всех аспектах до исполнителя, и все это опять же сказывается на одном и том же: на производительности, на сроках работ и на конечном урожае. Мы, к сожалению, мало учитываем .та­ кое важное жизненное обстоятельство: ме­ ханизатор, как правило, глава семьи, имею­ щий подсобное хозяйство со своими каждодневными заботами. А заботы порой перерастают в проблемы. Сельский труже­ ник «разрывается на части», чтобы все ус­ петь сделать и на производстве, и дома, а помощи от хозяйства получает тут очень мало.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2