Сибирские огни, 1985, № 12
ители создали такую конструкцию, что про дуть кассеты выхлопными газами (как это делалось раньше самим комбайнером) нельзя. Получился узел эффектный, но кон структора совершенно не волновали проб лемы эксплуатации. И вот три часа — в страду! — стоят комбайны и ждут обслу живания по предписанной инструкции. Не настало ли время рассматривать новые конструкции с позиций не только началь ной, а конечной стоимости их эксплуатации в хозяйствах? Поразительная, с точки зрения здравого смысла, создалась ситуация. Оказывается, что наличие ненадежных и недолговечных машин выгодно всем партнерам сельскьчх предприятий: ведь техника обслуживается и ремонтируется за счет хозяйств. Рынок сбыта также остается стабильным. У парт неров вырисовываются отличные и рента бельные перспективы. Так может продол жаться до тех пор, пока указанная цепь ра зомкнута. Но если ее замкнуть, то вся ин дустрия создания, ремонта и обеспечения вынуждена будет работать только на один показатель — урожайность и продуктив ность полей и ферм. И конструктор, и ре монтник будут думать прежде всего о том, как его действия отразятся на главном, ради чего вся техника создается. Тогда мы не будем конструировать машины, требую щие в эксплуатации громадных затрат и большого количества времени на обслужи вание и ремонт. Проектирующие и создаю щие фирмы должны отвечать за все. Хотел бы затронуть еще одну проблему — питание и доставка к месту работы ме ханизаторов. Да, продукты для тех, кто на ходится в поле, предоставляются самые лучшие: свежее мясо и свежее цельное мо. локо, овощи, но приготовленная пища до ходит до механизаторов в большинстве слу чаев совсем непригодной: холодной, раз- болтанной, словом, невкусной. Кроме того, механизаторы вынуждены на своих маши нах покидать поле, иначе им предоставля ются — в лучшем случае — крытая грузо. вая, а в худшем — просто грузовая ма шина. Меня до сих пор удивляет, почему мы в большинстве случаев отказались от так на зываемых бригадных станов. Помнится, по- еле войны во многих хозяйствах в страду работали и жили на этих станах единым дружным коллективом, не теряя времени на раскачку и переезды. Хозяйственники, ликвидировавшие бри гадные станы, утверждают: средств пере движения стало гораздо больше. Но, мне кажется, это пример еще одного однобо кого решения. Ведь уборка и весенний сев — короткие кампании. И вопрос, по-моему, должен стоять так: весна и осень — это мо билизация всех сил, знаний и оптимиза ция организации производства. Если же возить пищу с центральных усадеб, производить массовые работы сотнями машин и ежедневно переезжать из села в поле, то потери времени, к сожале нию, ничем не восполнимы. В резуль тате — затягивание всех кампаний, в ко нечном счете — большие потери продукции. Бекомплексность наблюдается и в подго товке кадров. Селу требуются не узкоспе циализированные операторы (хотя для оп ределенных производств они нужны), а специалисты широкого профиля, профессио нализм которых обеспечивает выполнение разноплановых работ во все сезоны. Иначе как обеспечивать рост производительности труда? Или, может быть, мы в состоянии ликвидировать сезонность? Мы должны воспитывать в расчете на будущее механи- заторов-универсалов, умеющих работать на всех видах машин, обеспечивая любую тех нологическую це/почку при производстве сельхозпродукта. И подготовку механиза- торов нужно начинать именно с выбора со ответствующего контингента и учить его, конечно, не на плакатах, не на макетах, а на современных тренажерах, настоящих машинах. Сегодня же ни в теории подготовки, ни в средствах обучения похвалиться нечем. Особую тревогу вызывает практика буду щих механизаторов: молодежь зачастую отправляют в те хозяйства, где культура машиноиспользования крайне низка. В та ких условиях у молодых вырабатывается стереотип равнодушия, нет стремления ра ботать научно обоснованно, максимально эффективно и экономично. Механизаторы не могут сформулировать требования к ин женерной и другим службам, чтобы те обе- спечивали их рабочие места и т. п. Завтра на современных тракторах и сель хозмашинах будут стоять уже встроенные вычислительные средства, которые позво лят механизатору, не выходя из кабины, оценить состояние трактора, просчитать возможные варианты организации работы. Будущие машины требуют интеллекта, и, естественно, престижность профессии долж на резко возрастать. Сегодня, хотя механи затор и является нашим главным кормиль цем, престижность его труда не высока. И, прежде всего, потому, что нет комплекс ности в реализации всех задач, стоящих перед производством, нет той организации, которая бы позволяла во всех аспектах на ладить грамотно, производительно, эффек тивно труд этой категории людей. Все это возможно, если на уровне хозяйств мы вез де будем иметь площадки для регулировки техники и 'машинные дворы, оснащенные необходимым оборудованием, пункты тех нического обслуживания и, конечно же, мастерские. В районах, или хотя бы в об ласти, мы обязаны иметь специализирован ные заводы — без них не обойтись. В какой бы они системе ни находились, специализи рованные заводы должны выполнять в массовом порядке функции восстановле ния отдельных узлов и агрегатов, должны это делать качественно и только тогда, когда качество будет соответствовать по требности, отношение к подобным органи зациям, особенно у механизаторов, изме нится. Пока же низкое качество ремонтной продукции едва ли не норма. И механиза тор вынужден все переделывать, перекру чивать, регулировать заново, причем в ус ловиях совершенно иных — не под крышей, не в тепле, а прямо в поле, в холоде и на , ветру. Больше всего механизатор устает не от того, что он работает в тяжелых- условиях, а оттого, что он не работает. Оттого, что ему не дают работать; машина, которая часто ломается, несовершенные прицепное и навесное оборудование, службы, вовремя не подвозящие горючее, воду, запчасти,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2