Сибирские огни, 1985, № 12

ители создали такую конструкцию, что про­ дуть кассеты выхлопными газами (как это делалось раньше самим комбайнером) нельзя. Получился узел эффектный, но кон­ структора совершенно не волновали проб­ лемы эксплуатации. И вот три часа — в страду! — стоят комбайны и ждут обслу­ живания по предписанной инструкции. Не настало ли время рассматривать новые конструкции с позиций не только началь­ ной, а конечной стоимости их эксплуатации в хозяйствах? Поразительная, с точки зрения здравого смысла, создалась ситуация. Оказывается, что наличие ненадежных и недолговечных машин выгодно всем партнерам сельскьчх предприятий: ведь техника обслуживается и ремонтируется за счет хозяйств. Рынок сбыта также остается стабильным. У парт­ неров вырисовываются отличные и рента­ бельные перспективы. Так может продол­ жаться до тех пор, пока указанная цепь ра­ зомкнута. Но если ее замкнуть, то вся ин­ дустрия создания, ремонта и обеспечения вынуждена будет работать только на один показатель — урожайность и продуктив­ ность полей и ферм. И конструктор, и ре­ монтник будут думать прежде всего о том, как его действия отразятся на главном, ради чего вся техника создается. Тогда мы не будем конструировать машины, требую­ щие в эксплуатации громадных затрат и большого количества времени на обслужи­ вание и ремонт. Проектирующие и создаю­ щие фирмы должны отвечать за все. Хотел бы затронуть еще одну проблему — питание и доставка к месту работы ме­ ханизаторов. Да, продукты для тех, кто на­ ходится в поле, предоставляются самые лучшие: свежее мясо и свежее цельное мо. локо, овощи, но приготовленная пища до­ ходит до механизаторов в большинстве слу­ чаев совсем непригодной: холодной, раз- болтанной, словом, невкусной. Кроме того, механизаторы вынуждены на своих маши­ нах покидать поле, иначе им предоставля­ ются — в лучшем случае — крытая грузо. вая, а в худшем — просто грузовая ма­ шина. Меня до сих пор удивляет, почему мы в большинстве случаев отказались от так на­ зываемых бригадных станов. Помнится, по- еле войны во многих хозяйствах в страду работали и жили на этих станах единым дружным коллективом, не теряя времени на раскачку и переезды. Хозяйственники, ликвидировавшие бри­ гадные станы, утверждают: средств пере­ движения стало гораздо больше. Но, мне кажется, это пример еще одного однобо­ кого решения. Ведь уборка и весенний сев — короткие кампании. И вопрос, по-моему, должен стоять так: весна и осень — это мо­ билизация всех сил, знаний и оптимиза­ ция организации производства. Если же возить пищу с центральных усадеб, производить массовые работы сотнями машин и ежедневно переезжать из села в поле, то потери времени, к сожале­ нию, ничем не восполнимы. В резуль­ тате — затягивание всех кампаний, в ко­ нечном счете — большие потери продукции. Бекомплексность наблюдается и в подго­ товке кадров. Селу требуются не узкоспе­ циализированные операторы (хотя для оп­ ределенных производств они нужны), а специалисты широкого профиля, профессио­ нализм которых обеспечивает выполнение разноплановых работ во все сезоны. Иначе как обеспечивать рост производительности труда? Или, может быть, мы в состоянии ликвидировать сезонность? Мы должны воспитывать в расчете на будущее механи- заторов-универсалов, умеющих работать на всех видах машин, обеспечивая любую тех­ нологическую це/почку при производстве сельхозпродукта. И подготовку механиза- торов нужно начинать именно с выбора со­ ответствующего контингента и учить его, конечно, не на плакатах, не на макетах, а на современных тренажерах, настоящих машинах. Сегодня же ни в теории подготовки, ни в средствах обучения похвалиться нечем. Особую тревогу вызывает практика буду­ щих механизаторов: молодежь зачастую отправляют в те хозяйства, где культура машиноиспользования крайне низка. В та­ ких условиях у молодых вырабатывается стереотип равнодушия, нет стремления ра­ ботать научно обоснованно, максимально эффективно и экономично. Механизаторы не могут сформулировать требования к ин­ женерной и другим службам, чтобы те обе- спечивали их рабочие места и т. п. Завтра на современных тракторах и сель­ хозмашинах будут стоять уже встроенные вычислительные средства, которые позво­ лят механизатору, не выходя из кабины, оценить состояние трактора, просчитать возможные варианты организации работы. Будущие машины требуют интеллекта, и, естественно, престижность профессии долж­ на резко возрастать. Сегодня, хотя механи­ затор и является нашим главным кормиль­ цем, престижность его труда не высока. И, прежде всего, потому, что нет комплекс­ ности в реализации всех задач, стоящих перед производством, нет той организации, которая бы позволяла во всех аспектах на­ ладить грамотно, производительно, эффек­ тивно труд этой категории людей. Все это возможно, если на уровне хозяйств мы вез­ де будем иметь площадки для регулировки техники и 'машинные дворы, оснащенные необходимым оборудованием, пункты тех­ нического обслуживания и, конечно же, мастерские. В районах, или хотя бы в об­ ласти, мы обязаны иметь специализирован­ ные заводы — без них не обойтись. В какой бы они системе ни находились, специализи­ рованные заводы должны выполнять в массовом порядке функции восстановле­ ния отдельных узлов и агрегатов, должны это делать качественно и только тогда, когда качество будет соответствовать по­ требности, отношение к подобным органи­ зациям, особенно у механизаторов, изме­ нится. Пока же низкое качество ремонтной продукции едва ли не норма. И механиза­ тор вынужден все переделывать, перекру­ чивать, регулировать заново, причем в ус­ ловиях совершенно иных — не под крышей, не в тепле, а прямо в поле, в холоде и на , ветру. Больше всего механизатор устает не от­ того, что он работает в тяжелых- условиях, а оттого, что он не работает. Оттого, что ему не дают работать; машина, которая часто ломается, несовершенные прицепное и навесное оборудование, службы, вовремя не подвозящие горючее, воду, запчасти,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2