Сибирские огни, 1985, № 12
что не для земли строилась эта система, не для лучшей ее обработки и хозяйственной целесообразности проведения работ, а для так называемых «гектаров мягкой пахоты», что было единственным, пожалуй, недос татком организации машиноиспользования тех лет. После ликвидации МТС механиза тор постепенно отлучался от ремонта соб ственной машины и превращался в опера тора с функциями все более узкими. До сих пор у части специалистов и научных коллективов бытует мнение, что создание крупных специализированных ремонтных предприятий с постоянным штатом и пос тоянной загрузкой — выгодно всем; и сель скому хозяйству, и этим предприятиям. Но двадцатилетняя практика доказывает об- ратное. Спросите любого механизатора со ста жем,. лучше ли ему стало от такого разде ления Обязанностей. Он вряд ли ответит утвердительно. А причина, на наш взгляд, в том, что аргументы в пользу специализа ции и концентрации рассматриваются не все, а только те, в которых трактор и ком байн представляются как объект ремонтно го воздействия. В этом направлении напи саны сотни диссертаций, но еще раз спро сим механизатора и . он скажет, не науч но— по-своему, что любую сельхозмашину нужно рассматривать как орудие труда для получения продукций,, а уж потом все остальное. В тех хозяйствах, где ремонтная база су ществовала со времен МТС, она развива лась очень слабо, техническая оснащен ность и инженерное обеспечение в ремонт ных мастерских, к сожалению, находятся на низком уровне. И вот механизатора сис темой оплаты, системой организации труда превратили в человека, который беспокоит ся только о норме выработки — дневной, суточной, недельной. И она, не привязан ная ни к конечному урожаю, ни к качеству работ, некоторых превратила в формаль ных исполнителей той или иной операции, отдалила от земли, отдалила от забот, свя занных с реальным урожаем, то есть тех самых забот, которые должен хлебороб ис пытывать постоянно, где бы он ни нахо дился: на ремонте ли, в поле ли, на отды хе ли. Как же быть? Как механизатора «привя зать» к конечному результату, чтобы он был заинтересован в нем, чтобы не смен ная выработка его интересовала, а прежде всего качество работ, качество, от которого зависит урожай? Несколько лет назад на чали создаваться так называемые звенья, отряды или комплексы на полном хозрас чете, где за конкретную, проделанную в конкретное время работу выплачивается аванс, а конечный результат оценивается по урожаю или по конечной продукции. На первых порах казалось, что эта система, действительно, позволит заинтересовать ме ханизаторов выполнять все работы вовре мя, качественно, не гнаться за эталонными гектарами, а думать о том, как их действия скажутся на результате. Но вот, применив эту систему во многих хозяйствах, убеди лись,'что не всё здесь «вяжется» и не всё здесь до конца продумано. Дело в том, что многие, создавая хозрасчетные бригады, понимали: в благоприятных условиях та кая система выгодна, т. е. когда погодные условия складываются так, что осенью можно ожидать хороший урожай. Но, ког да год оказывался неблагоприятным (за суха, либо плохая осень), как правило, та кие подразделения разваливались и меха низаторы стремились к тому, чтобы опять перейти на систему оплаты за каждую сме ну. Словом, новая система должна быть очень гибкой и дифференцированной. Не механизатор виноват в том, что, про ведя весенние работы качественно, в срок, о», «связан» погодными условиями, а при- рода над ним просто играет злую шутку, особенно в нашей зоне, когда каждый тре тий год засушливый. Расчет же с ним ве дется по плановому показателю урожай ности или продуктивности, что можно, де лать только в условиях стабильного про изводства, не зависящего от внешних усло вий. Сельское хозяйство таковым никогда не было и не будет. Следовательно, план должен постоянно корректироваться как в сторону увеличения, так и в сторону умень шения, регулируя влияние неуправляемых факторов. Этого, к сожалению, пока не на учились делать ни экономисты, ни агроно мы, ни инженеры — система оплаты оста ется негибкой. Второе — инженерное обес печение работы в поле, на фермах, току не попадает в сферу хозрасчетных взаимоотно шений. Они остаются по-прежнему на опла те от конкретно выполненной сегодня рабо ты. И третье — руководящий состав хозяйст ва фактически по оплате своего труда остал ся в стороне от конкретных целей хозрасче та. Их зарплата не зависит от качества рабо ты. Разорвана еще одна цепь единого про цесса: хозрасчет, с одной стороны, и отсут ствие взаиморасчета с руководящими и технологическими службами — с другой за частую оставляют механизатора, что назы вается, один на один с природой, полем, машиной. А простои механизаторов в по левых условиях, как известно, катастрофи чески велики... Еще проблема ~ проблема взаимоотно- шения механизатора с техникой. Сегодня хозяйства располагают машинно-трактор ным парком, способным провести все рабо ты в срок. Суть успеха механизаторского дела — в наличии так называемого «шлей фа» машин, который должен обеспечивать выполнение технологии.-' Вот он-то — «шлейф» и есть одно из самых слабых сто рон нынешнего положения дел. Ведь мы прекрасно знаем, что произошло с внедре нием скор'остной техники в сельскохозяй ственное производство. С самого начала скоростная техника не показала тех потен циальных возможностей, которые она долж на была, по общему мнению, показать. Производительность не возросла на те са мые проценты, которые теоретически были высчитаны. Более того, отсутствие «шлей фа» машин привело к тому, что многие классные механизаторы стали игнорировать энергонасыщенные скоростные машины. Возьмем, к примеру, трактор типа К-700. О нем много писалось, но ведь до сих пор он только на половину обеспечен «шлей фом»: загрузка трактора, а следовательно, и механизатора здесь не постоянна. Меха низатор, к сожалению, не может произво дить всех тех операций, которые мог бы сделать на этой машине, будь она обеспе чена всеми необходимым» орудиями. Меха
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2