Сибирские огни, 1985, № 12

говорит; «Н^т. не то. давай ключи». Нача­ ли регулировать зазоры в подбарабанье. Так мы до вечера останавливались еще несколько раз по его команде. Я не буду подробно говорить о том, как мы закончи­ ли уборку. Скажу только, что наш экипаж вышел на первое место. За 10 дней страды ' не было ни одной поломки, но ни разу мы не выехали в поле первыми, и ни разу пер­ выми с поля не ушли. И это на комбайне «Коммунар» «в возрасте» одиннадцати лет! Второй урок я получил уже будучи мо­ лодым инженером, работая в селе Бары- шево, где был организован Сибирский фи­ лиал Всесоюзного института механизации сельского хозяйства. Наш институт был мо­ лод, мы стремились завоевать признание и в научном мире, и у производственников и очень много работали над внедрением са-- мых соівременных методов, связанных с ме­ ханизацией производства и эксплуатацией техники. И вот, помню, был организован выездной семинар в Доволенском, Кочков- ком и других районах, где мы показывали два устройства. Одно, связанное с наплав­ кой лемехов сормайтом. Прямо на месте показывали, как надо наваривать, тут же демонстрировали, что представляет из себя такой лемех, как долго он действует. Вто­ рое новшество заключалось в том, чтобы научить механизаторов работать на высо­ ких скоростях на косовице хлебов. В то время были прицепные жатки, к сожале- нию, они сейчас исчезли, и это один цз па­ радоксов нашего времени, когда приходит­ ся на свале хлебов использовать многотон­ ные комбайны. Была придумана схема ко- совицы хлебов без мотовила. Жатка на скорости примерно 15 км шла по полю и укладывала валок. В тот знойный авгус­ товский день на поле собралось более 150 специалистов из разных районов области. Я объяснил принцип работы, затем подал сигнал трактористу, чтобы трогался. Все были изумлены; скорость большая, а валок ложится прекрасно. За какие-то минуты тракторист умчался от нас метров на 40б и должен был, развернувшись, ехать навстречу. Все рассматривают валок, а я волнуюсь — тракторист не возвращает­ ся. Подбежал, спрашиваю: «Почему не еде­ те назад?» Он говорит; «А назад езжай ты». Ну, что мне оставалось делать? Са­ жусь за руль, включаю передачи и начи­ наю двигаться в обратном направлении. Как только набрал скорость, почувствовал, что удержаться в сиденье могу, только вце­ пившись в баранку руками, и у меня нет времени смотреть ни на жатку, ни на при­ боры: лишь бы не свалиться и удержаться «в седле». Подъехав к участникам семина­ ра, я остановился. Все хвалят «скоростной» метод, а я отозвал своего компаньона по эксперименту в сторону и говорю; «Саня, рекомендовать эту работу нельзя». Мы, го­ товясь к показу, подумали, что, видимо, тряска на агрегате будет слишком боль­ шой, и предусмотрительно решили в свя­ зи с этим ставить зеркало заднего вида, чтобы механизатор не оборачиваясь мог смотреть назад. Но «новшество» после того, как я сам побывал в седле испытателя, по- казалось настолько смешным, что ни о ка­ ком внедрении речи быть не могло. И, наконец, третий урок зрелому инже­ неру (каким я уже себя считал), который я получил несколько лет спустя от тех же механизаторов. Пошли первые партии ско­ ростных тракторов, все думали, что они будут давать на четверть большую произ­ водительность, чем массовый труженик тех лет трактор ДТ-54. Итак, получили мы эти машины для испытаний, проходивших в Чикском совхозе Новосибирской области. Было, разумеется,- ясно, что двумя, тремя и даже десятком новых тракторов нельзя было решить проблему резкого увеличения производительности. Задумались над тем, чтобы повысить мощность трактора ДТ-54, разработав с этой целью целую серию пере­ делок. Были они относительно простыми и позволяли, действительно, на 10.—12, а иног- да и на 15 л. с. поднять мощность двигате­ ля. Сговорившись с одним классным меха­ низатором Чикского совхоза, мы переобо­ рудовали двигатель его трактора, испытали, и оказалось, что он развивает мощность на 15 л. с. больше и может работать на более высоких скоростях. Но неожиданно после нескольких смен произошла крупная ава­ рия — полностью разрушились бортовые передачи, не выдержав повышенных нагру­ зок. Механизатор в самый разгар весенних полевых работ остался без трактора. Эту трагедию он пережил по-своему — запил, проклиная нас и всю науку. Три урока, полученные мною в разное время, оставили в душе глубокий след. И сейчас, после 30-летней работы в области механизации сельского хозяйства, я продол­ жаю относиться с глубочайшим уважением к механизаторам, без общения с которыми специалисту сельского хозяйства обходить, ся нельзя. Каким я представляю обобщенный образ механизатора? Сорокалетний, коренастый, с экипировкой, которая в основном у всех почти одинакова: весной это замасленная телогрейка, кирзовые сапоги, шапка, осенью — то же. Иногда вместо телогрейки в жаркие дни он надевает куртку. Если посмотреть в льрбой период года на его ру­ ки, то видишь, сколько они перекрутили «железок», сколько всего переделали. Смотришь в глаза механизатору во время серьезного разговора и всегда видишь оза­ боченность — поле ждет его. Теперь посмотрим глазами механизатора на происходящее в сельском хозяйстве и как оно отражается на его кровном деле. Механизатор послевоенных лет пережил не­ сколько кампаний и этапов развития меха­ низации. Вспоминаю МТС, а мне приходит­ ся только вспоминать, потому что я начал работать, когда они были уже ликвидиро­ ваны. У нас в селе Барышево, в 1959 году, когда организовался филиал Всесоюзного института механизации (ВИМ), осталось здание бывшей ремонтной мастерской МТС, и я запомнил комнату, где были свалены альбомы технологических карт ремонта. Тогда, в 50-е годы, уже во всех МТС была отлажена система ремонта, причем система на самом современном, по тем временам, уровне — с полной разработкой всего тех­ нологического процесса. И надо сказать, что ремонтом собственных машин под руко­ водством технически грамотной инженер­ ной службы занимались механизаторы са­ ми. Они знали, что от того, как они подго­ товят машину, зависит их заработок и мес­ то в ряду соревнующихся. Жаль, конечно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2