Сибирские огни, 1985, № 12
говорит; «Н^т. не то. давай ключи». Нача ли регулировать зазоры в подбарабанье. Так мы до вечера останавливались еще несколько раз по его команде. Я не буду подробно говорить о том, как мы закончи ли уборку. Скажу только, что наш экипаж вышел на первое место. За 10 дней страды ' не было ни одной поломки, но ни разу мы не выехали в поле первыми, и ни разу пер выми с поля не ушли. И это на комбайне «Коммунар» «в возрасте» одиннадцати лет! Второй урок я получил уже будучи мо лодым инженером, работая в селе Бары- шево, где был организован Сибирский фи лиал Всесоюзного института механизации сельского хозяйства. Наш институт был мо лод, мы стремились завоевать признание и в научном мире, и у производственников и очень много работали над внедрением са-- мых соівременных методов, связанных с ме ханизацией производства и эксплуатацией техники. И вот, помню, был организован выездной семинар в Доволенском, Кочков- ком и других районах, где мы показывали два устройства. Одно, связанное с наплав кой лемехов сормайтом. Прямо на месте показывали, как надо наваривать, тут же демонстрировали, что представляет из себя такой лемех, как долго он действует. Вто рое новшество заключалось в том, чтобы научить механизаторов работать на высо ких скоростях на косовице хлебов. В то время были прицепные жатки, к сожале- нию, они сейчас исчезли, и это один цз па радоксов нашего времени, когда приходит ся на свале хлебов использовать многотон ные комбайны. Была придумана схема ко- совицы хлебов без мотовила. Жатка на скорости примерно 15 км шла по полю и укладывала валок. В тот знойный авгус товский день на поле собралось более 150 специалистов из разных районов области. Я объяснил принцип работы, затем подал сигнал трактористу, чтобы трогался. Все были изумлены; скорость большая, а валок ложится прекрасно. За какие-то минуты тракторист умчался от нас метров на 40б и должен был, развернувшись, ехать навстречу. Все рассматривают валок, а я волнуюсь — тракторист не возвращает ся. Подбежал, спрашиваю: «Почему не еде те назад?» Он говорит; «А назад езжай ты». Ну, что мне оставалось делать? Са жусь за руль, включаю передачи и начи наю двигаться в обратном направлении. Как только набрал скорость, почувствовал, что удержаться в сиденье могу, только вце пившись в баранку руками, и у меня нет времени смотреть ни на жатку, ни на при боры: лишь бы не свалиться и удержаться «в седле». Подъехав к участникам семина ра, я остановился. Все хвалят «скоростной» метод, а я отозвал своего компаньона по эксперименту в сторону и говорю; «Саня, рекомендовать эту работу нельзя». Мы, го товясь к показу, подумали, что, видимо, тряска на агрегате будет слишком боль шой, и предусмотрительно решили в свя зи с этим ставить зеркало заднего вида, чтобы механизатор не оборачиваясь мог смотреть назад. Но «новшество» после того, как я сам побывал в седле испытателя, по- казалось настолько смешным, что ни о ка ком внедрении речи быть не могло. И, наконец, третий урок зрелому инже неру (каким я уже себя считал), который я получил несколько лет спустя от тех же механизаторов. Пошли первые партии ско ростных тракторов, все думали, что они будут давать на четверть большую произ водительность, чем массовый труженик тех лет трактор ДТ-54. Итак, получили мы эти машины для испытаний, проходивших в Чикском совхозе Новосибирской области. Было, разумеется,- ясно, что двумя, тремя и даже десятком новых тракторов нельзя было решить проблему резкого увеличения производительности. Задумались над тем, чтобы повысить мощность трактора ДТ-54, разработав с этой целью целую серию пере делок. Были они относительно простыми и позволяли, действительно, на 10.—12, а иног- да и на 15 л. с. поднять мощность двигате ля. Сговорившись с одним классным меха низатором Чикского совхоза, мы переобо рудовали двигатель его трактора, испытали, и оказалось, что он развивает мощность на 15 л. с. больше и может работать на более высоких скоростях. Но неожиданно после нескольких смен произошла крупная ава рия — полностью разрушились бортовые передачи, не выдержав повышенных нагру зок. Механизатор в самый разгар весенних полевых работ остался без трактора. Эту трагедию он пережил по-своему — запил, проклиная нас и всю науку. Три урока, полученные мною в разное время, оставили в душе глубокий след. И сейчас, после 30-летней работы в области механизации сельского хозяйства, я продол жаю относиться с глубочайшим уважением к механизаторам, без общения с которыми специалисту сельского хозяйства обходить, ся нельзя. Каким я представляю обобщенный образ механизатора? Сорокалетний, коренастый, с экипировкой, которая в основном у всех почти одинакова: весной это замасленная телогрейка, кирзовые сапоги, шапка, осенью — то же. Иногда вместо телогрейки в жаркие дни он надевает куртку. Если посмотреть в льрбой период года на его ру ки, то видишь, сколько они перекрутили «железок», сколько всего переделали. Смотришь в глаза механизатору во время серьезного разговора и всегда видишь оза боченность — поле ждет его. Теперь посмотрим глазами механизатора на происходящее в сельском хозяйстве и как оно отражается на его кровном деле. Механизатор послевоенных лет пережил не сколько кампаний и этапов развития меха низации. Вспоминаю МТС, а мне приходит ся только вспоминать, потому что я начал работать, когда они были уже ликвидиро ваны. У нас в селе Барышево, в 1959 году, когда организовался филиал Всесоюзного института механизации (ВИМ), осталось здание бывшей ремонтной мастерской МТС, и я запомнил комнату, где были свалены альбомы технологических карт ремонта. Тогда, в 50-е годы, уже во всех МТС была отлажена система ремонта, причем система на самом современном, по тем временам, уровне — с полной разработкой всего тех нологического процесса. И надо сказать, что ремонтом собственных машин под руко водством технически грамотной инженер ной службы занимались механизаторы са ми. Они знали, что от того, как они подго товят машину, зависит их заработок и мес то в ряду соревнующихся. Жаль, конечно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2