Сибирские огни, 1985, № 11

Ведущий жанр Маяковского — «оружия любимейш'его род» — не ограничивается са­ тирой; эстетические возможности смеха реализуются во всем его громадном поэ­ тическом диапазоне. Автор снимает оценки недругов поэта и недальновидных крити­ ков, упрекавших В. Маяковского в «лозун- говости», иллюстративности его произве­ дений. Сопоставляя газетные статьи, пар­ тийные документы, критико-литературные публикации, А. П. Московский доказывает, что социальный заказ, выполненный поэтом, реализуется в совершенной поэтической форме, ставшей по сути эстетическим от­ крытием. Новаторский характер работы А. П. Мос­ ковского, продиктованный гражданским пафосом ученого, достигается высоким уровнем литературоведческого мышления. Ей свойственны терминологическая точ­ ность и оригинальность стиля. Она глубоко погружена в контекст научных исследова­ ний по творчеству В. Маяковского, по исто­ рии советской литературы, по теории сати­ рического жанра и категории комического. Проницательность В. Маяковского в оценке социально опасных для нового строя явлений (мещанство, пьянство, бюрокра­ тизм и т. п.) особенно очевидна сегодня, поэтому литературоведческое исследование А. П. Московского как нельзя более соот­ ветствует духу нашего времени в силу сво­ ей страстной направленности к решению злободневных проблем. Новая книга А. П. Московского привлека­ ет богатством содержания и выразительной манерой подачи материала, что делает ее интересной и нужной специалистам-литера- туроведам и преподавателям-словесникам, студентам и школьникам, заставляя заду­ маться и приглашая к «сотворчеству», как мечтал о том Маяковский, тех, кто «имеет серьезное намерение работать головой». С. кандидат филологических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2