Сибирские огни, 1985, № 11
Ведущий жанр Маяковского — «оружия любимейш'его род» — не ограничивается са тирой; эстетические возможности смеха реализуются во всем его громадном поэ тическом диапазоне. Автор снимает оценки недругов поэта и недальновидных крити ков, упрекавших В. Маяковского в «лозун- говости», иллюстративности его произве дений. Сопоставляя газетные статьи, пар тийные документы, критико-литературные публикации, А. П. Московский доказывает, что социальный заказ, выполненный поэтом, реализуется в совершенной поэтической форме, ставшей по сути эстетическим от крытием. Новаторский характер работы А. П. Мос ковского, продиктованный гражданским пафосом ученого, достигается высоким уровнем литературоведческого мышления. Ей свойственны терминологическая точ ность и оригинальность стиля. Она глубоко погружена в контекст научных исследова ний по творчеству В. Маяковского, по исто рии советской литературы, по теории сати рического жанра и категории комического. Проницательность В. Маяковского в оценке социально опасных для нового строя явлений (мещанство, пьянство, бюрокра тизм и т. п.) особенно очевидна сегодня, поэтому литературоведческое исследование А. П. Московского как нельзя более соот ветствует духу нашего времени в силу сво ей страстной направленности к решению злободневных проблем. Новая книга А. П. Московского привлека ет богатством содержания и выразительной манерой подачи материала, что делает ее интересной и нужной специалистам-литера- туроведам и преподавателям-словесникам, студентам и школьникам, заставляя заду маться и приглашая к «сотворчеству», как мечтал о том Маяковский, тех, кто «имеет серьезное намерение работать головой». С. кандидат филологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2