Сибирские огни, 1985, № 11
ПТУ. Сибирский опыт приобрел широкое распространение. Но нам интересен рассказ о зачинателях, об инициаторах почина. Не секрет, что иные публицистические книги страдают излишней описательностью. счастью, книга «Проверь себя делом» Хэтим не грешит. Авторы — ко.мсомольский ^работник и публицист — ведут разговор *■ временами полемичный, споря с устоявши мися мнениями, критически осмысляя при вычный опыт, размышляя и приглашая к размышлению. Герои книги — настоящие профессионалы стройки. Своей предан ностью делу они привлекают молодого чи тателя. Эту мысль подчеркнул в предисловии к книге знатный строитель Ленинграда, ла уреат Государственной премии СССР, бригадир комплексной бригады И. С. Шев цов. Авторы книги не только побывали в Си бири, но и сами поработали в этом пре красном суровом краю. Они имели право вынести в название своего документального рассказа призыв «Проверь себя делом». Сожаление вызывает лишь одно — оформ ление книжки. Книга вышла без иллюстра ций, хотя рисунки или фоторепортаж со строек мог бы ярко украсить ее, сделав внешне гораздо привлекательнее. С. ЛЕБЕДЕВ, старіинй научный сотрудник Государствен ного музея истории Ленинграда. А. П. Московский. Маяковсічий смеется. Изд-во Иркутского университета, 1984. І^ и г а иркутского исследователя A. П. Московского посвящена стихотворной сатире В. В. Маяковского послеоктябрь ского периода. Наше литературоведение за 50 лет накопило большой и разнообразный опыт анализа творческого наследия М ая ковского, в том числе и сатирического; кни ги В. С. ГГерцова, А. И. Метченко, 3. С. Па- перного, Д. Е. Максимова, Е. К. Озмителя, B. Д. Дувакина и др. А. П. Московский постоянно учитывает их опыт. Но не просто приводит те или иные положения маститых литературоведов, чтобы подтвердить свою мысль; автор аргументированно спорит, полемизирует, уточняет акценты, понятия, I термины. А спорить ему есть о чем. Анализ • материала в книге «.Маяковский смеется» строится на теоретически обновленной концепции комического противоречия, кото рая обоснована в предшествующей работе А. П. Московского «О природе комическо го» (Иркутск, 1968), где оценивались ос новные виды смешного в их отношении к эстетическому идеалу, вопросы природы объективности ко.мического противоречия и критерии смеха. Знание предмета исследования позволяет автору расширить и углубить многие теоре тические понятия, уточнить жанровую оп ределенность термина «фельетон», привести примеры его структурного многообразия. В этом смысле большой интерес представ ляют размышления о жанровых модифи- . кациях в художественной литературе ■ вообще. В книге А. П. Московского намечены основные темы и объекты критических выступлений поэта, его художественное но ваторство и актуальность. Работа A. П. Московского привлекает убедительной логикой и аргументацией, богатым под бором разнообразных исторических и ли тературных фактов, позволяющих воссоздать картину времени, тонкой интерпретацией стихов В. В. Маяковского. Трактовка не которых, известных, таких, как «Проза седавшиеся», самостоятельна и оригиналь-' на. Причем эстетический анализ не подме няет социологического, они сплавлены во едино, определяя новое качество искусства — его политизацию. Как справедливо за мечает исследователь, «стихотворение «Прозаседавшиеся», опубликованное в «Из вестиях» 5 марта, уже на второй день его жизни совершило подвиг; будучи правди вым художественным обобщением вред нейшего из зол тех дней, оно явилось в речи вождя ярким аргументом для обосно вания крутого поворота в стиле всей орга низаторской работы партии и Советского государства. Произведение художественной литературы приобщилось к самому акту выдвижения государственной задачи!» Хотелось бы обратить внимание и на ме тодологическую четкость и концептуаль ность работы А. П. Московского, которая выражается в принципиальной оценке сати рических произведений Маяковского в свя зи со всем его творчеством и конкретными явлениями действительности 20-х годов, фактами не только литературной, но и со циальной, политической, экономической и , культурной жизни страны. Уточняя «место поэта в рабочем строю», отмечая идейную зрелость, политическую зоркость и смелость поэта в его сатирических стихах — обличе нии уродливых сторон жизни, А. П. Мос ковский часто ссылается иа работы B. И. Ленина в доказательство злободнев ности и актуальности сатиры Маяковского. Новаторство Маяковского оценивается в русле развития русской сатирической тра диции (Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Шед- рин) и определяется как качественное за воевание жанра сатиры на новом истори ческом этапе литературного процесса. Большое место уделяется творческой оперативности поэта, считавшего, что долг сатирика — «вперед забегать, н е. боясь су да», видеть и чувствовать новое — ростки коммунизма, «подгонять время». В центре внимания исследователя — ис кусство организации сатирического конф ликта. Различные способы его построения, получение комического эффекта, процесс са тирической художественной типизации рас сматриваются автором в динамике, протя женности во времени. Обогащение художе ственного мастерства, применение логиче ской портретной детали и портретной жи вописи учитывается от опыта «Окон РОСТА» до 1930 года. А. П. Московский отмечает принципиаль ное новаторское решение Маяковским проб лем «социального заказа» и «литературы факта»: сочетание эпического размаха и монументальности реализма с динамизмом газетных и публицистических жанров. Уточняет он мнение других исследователей по поводу освоения Маяковским «системы времени» — тяготения к синтезу настоящего и будущего, наметившегося у поэта еще в первые годы Советской власти, начиная с «:Чистерии-буфф».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2