Сибирские огни, 1985, № 11

Потому-то и чувствуют себя в чем-то вино- вдтыми солдаты, еще не воевавшие, не страдавшие по-настоящему. .Поэт показы­ вает русский характер, наделенный редкой способностью видеть в чужой трагедии рвою вину,— хотя, с точки зрения расчет- Кіивого рационалиста, ни в чем обвинить себя нельзя. Чувство патриотизма было свойственно и детям, утверждает поэт. Они убегали на фронт — «на помощь ехали к отцам» на вагонных крышах. Отсюда — естественный вывод: «Что там крупповские стали, когда у нас такие пацаны!» ' Эта поэтическая мысль согрета особым чувством патриотиз­ ма — пережитым, личным. Поэт вспоминает, как бойцы отправляли с фронта детям посылки с дорогими подар­ ками — сухарями. Что стоила отцам о нас забота: Ведь если сухари в посылках шли. То, значит, не пришел из боя кто-то Посылкам этим не было цены — Они окопов запахи держ али. Поэтому, наверно. пацаны — Мои погодки — рано так мужали. Э то— *не только воспоминание, а еще и стремление осмыслить нравствегіный подвиг простого человека, прикоснуться к той ду­ ховной почве, в которую уходят корнями лучшие деяния современного поколения. Теперь поэту особенно яс.чо , «что в дет­ стве ел один с солдатом хлеб, пропитанный и порохом, и потом». Храня в своем сердце благодарность к отцам-фронтовикам и чув­ ствуя себя причастным к трагедии того времени, поэт берет ца себя ответствен­ ность заявить о своем поколении: «Ведем свое мы летоисчисленье не от дней рожде­ ний наших — от войны». Чувство ратного сотоварищества как бы сближает два поколения, не давая обра­ зоваться пустоте, зазору между ними. Духовная стойкость лирического героя И. Пантюхова отчасти обусловлена судьбой самого поэта, который долгое время был связан с морем. Оно, как признается сам автор, порой жестоко учило «живучести», умению держаться «на плаву» в самые опасные моменты. Труженики моря в поэ­ зии И. Пантюхова ничем не приметные с виду люди, не любящие красивых слов. Раздумья лирического героя о своих то­ варищах бесхитростны, как матросская песня, которую поют под гитару в минуту отдыха в кубрике. За долгий оейс Ребята вынесли немало. Слова непесенные Часто рвали тьму. Но как бы трудно В океане ни бывало. • Они об этом не расскаж ут никому. поэта, «на суше любая этой покажется детской По признанию борьба после игрой». Это не значит, что автор не прочь иной раз наделить своего героя чертами морско­ го волка, несколько свысока глядящего на «сухопутных жителей земли». Нет, лири­ ческий герой И. Пантюхова понимает, что его «живучесть» зависит еще и от того, насколько крепка духовная связь с сушей. } где — отчий дом, родители, семья. Не слу­ чайно поэт сравнивает моряков, которые вернулись из дальних странствий на роди­ ну, с косарями, закончившими долгую страду. Вот почему «морская тема» в поэ­ зии И. Пантюхова пронизана вполне земны­ ми заботами; в ней трудно отыскать мотив пресловутой морской романтики — но есть романтика трудной морской работы, суро­ вых, отнюдь не романтических испытаний. Ведь на море, как на войне, прежде всего необходимо умение делать любую, самую черную работу. Говорят, От слез рыбачек В море солона вода... Старый боцман мне иначе Объяснил: «Не в том беда. Это, братец, пот матросский. Что веками в море лил Из-под нашей робы жесткой. Воду так пересолил». Да. море — не для слабых. Духовная стой­ кость ценится там не меньше, чем физиче­ ская сила. Это особенно понимаешь, когда наблюдаешь будни женщин—тружениц моря. и злость. и усталость, и рж авчина мата. И письма на берег: «Уже не могу!..» Готовы к такому? Так вот вам лопата — Берите. Гребите «большую деньгу»! «Крещенные морем, на суше достойны и счастья и самой высокой любви»,— заявля­ ет поэт. Это утверждение, на первый взгляд, кажется спорным; как же так — ведь в женщинах есть и озлобленность, и ржавчина мата, и вдруг— они.достойны та­ кой любви... Но дело в том, что поэт пока­ зывает нам не «тепличных» женщин, сызмальства привыкших полі.зоваться всеми благами быта, а тех, чья жизнь — постоян­ ное самоограничение. Ведь палуба рыбо­ ловного судна «для веселия мало обору­ дована». Легко казаться вежливой, краси­ вой, воспитанной на .суше, выполняя свою привычную женскую работу. Но как сохра­ нить женственность в иных условиях? Об­ ращаясь к тем, кто осуждает женщин- морячек, поэт говорит: Эх, дать бы им в руки и эту лопату. И швабру, и соду, и это ведро, И камбуз. и качку. и этот экватор: Ловите, держ ите жар-птицы перо! Океан не обманешь — он не терпит при­ творства, позы. Видит насквозь, утвержда­ ет поэт. Он сурово проверяет нравственную стойкость человека. Нелегко приходится лирическому герою И. Пантюхова и на суше; иные узлы здесь н а д о развязывать— «мягкие, как речи по­ хвалы, и скользкие — из сплетен и хулы». Но прожив не один год на суше, он может смело сказать о своем сердце; То его сж имала радость. То беда... Приустало. Но его митральный клапан Никогда нейтральным не .был. Никогда!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2