Сибирские огни, 1985, № 11

чивается последствиями самыми непредви­ денными, приносит людям не столько поль­ зы, сколько лишних хлопот и даж е вреда Спору нет, все курьезы, все «таинственные происшествия» и казусы, возникающие по 4 воле «доброго волшебника»-инопланетянина описаны Г. Емельяновым с большим юмо- Г ром. Впрочем, мало сказать с юмором- в иных сценах во всем блеске проявились и его сатирическое дарование, его умение бить точно, без промаха по тем «живым мишеням», которые олицетворяют собой человеческую тупость, хамство, невежество чванство... Но насколько Г. Емельянов ори­ гинален, самобытен, остер на язык, когда бичует, разоблачает, высмеивает, настолько же он банален и попросту неинтересен когда потчует нас «чистой фантастикой»’. Самое печальное, что в «Проснитесь, ски­ тальцы!» Г. ьсмельянов повторил не только многие^ известные мотивы известных произ­ ведении современной фантастики, но и само­ го себя. К примеру, главный фантастический персонаж повести Федор Федорович пред­ ставляет собой некий гибрид, в котором сое­ динились чисто механически черты таза-ро- бота («Медный таз из сундука») и желтоли­ цего Пророка («Истины на камне»). Подобно . медному тазу, Федор Федорович точно так ж е стремится вникнуть во все наши земные дела и заботы, и — точно так же — это любо­ пытство и любознательность приводят к тому, что пришелец проникается симпатией к землянам, перенимает от них многие, дото­ ле не известные ему качества (чувство юмора, сострадание и проч.). С другой сто­ роны, Федор Федорович, точно так же, как и желтолицый Пророк, исполняет «великѵто миссию» в познании Вселенной, и в этом смысле он — один из племени «сверхинтел- .тектуалов», действующих по воле некоего Высшего Разума... Не блещет оригинально­ стью и общий вывод, вытекающий из всего повествования,— о том, что никакие ино­ планетяне, никакие высокоразумные при­ шельцы не помогут навести порядо'к на Земле, что сделать это должны мы сами — обитатели планеты людей. І-і горькой иро­ нией звучит фраза, вскользь оброненная автором в конце повести; «История эта, в общем, расхожая». В общем, новое обращение Г. Емельянова к фантастике лишний раз подтвердило не­ преложную истину: писатель тогда доби­ вается бесспорных успехов, когда привносит в литературу свое, собственное, когда прояв­ ляет самобытность во всех компонентах таорчества, начиная от языка и кончая вы­ бором сюжета и героя. И, видимо, нет никакой необходимости делать тут еще какие-либо выводы, высказы­ вать пожелания, давать советы‘и наставле­ ния. Самое главное — в чем льщу себя надеж дой,. убедится каждый прочитавший данный очерк,— то, что мы имеем достаточ­ ные основания назвать все созданное Г. Емельяновым т в о р ч е с т в о м . При­ чем творчеством, достойным и широкого читательского внимания, и серьезного кри­ тического разговора. И хотелось бы, чтобы внимание было устойчивым, а разговор подхвачен и продолжен...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2