Сибирские огни, 1985, № 11
чивается последствиями самыми непредви денными, приносит людям не столько поль зы, сколько лишних хлопот и даж е вреда Спору нет, все курьезы, все «таинственные происшествия» и казусы, возникающие по 4 воле «доброго волшебника»-инопланетянина описаны Г. Емельяновым с большим юмо- Г ром. Впрочем, мало сказать с юмором- в иных сценах во всем блеске проявились и его сатирическое дарование, его умение бить точно, без промаха по тем «живым мишеням», которые олицетворяют собой человеческую тупость, хамство, невежество чванство... Но насколько Г. Емельянов ори гинален, самобытен, остер на язык, когда бичует, разоблачает, высмеивает, настолько же он банален и попросту неинтересен когда потчует нас «чистой фантастикой»’. Самое печальное, что в «Проснитесь, ски тальцы!» Г. ьсмельянов повторил не только многие^ известные мотивы известных произ ведении современной фантастики, но и само го себя. К примеру, главный фантастический персонаж повести Федор Федорович пред ставляет собой некий гибрид, в котором сое динились чисто механически черты таза-ро- бота («Медный таз из сундука») и желтоли цего Пророка («Истины на камне»). Подобно . медному тазу, Федор Федорович точно так ж е стремится вникнуть во все наши земные дела и заботы, и — точно так же — это любо пытство и любознательность приводят к тому, что пришелец проникается симпатией к землянам, перенимает от них многие, дото ле не известные ему качества (чувство юмора, сострадание и проч.). С другой сто роны, Федор Федорович, точно так же, как и желтолицый Пророк, исполняет «великѵто миссию» в познании Вселенной, и в этом смысле он — один из племени «сверхинтел- .тектуалов», действующих по воле некоего Высшего Разума... Не блещет оригинально стью и общий вывод, вытекающий из всего повествования,— о том, что никакие ино планетяне, никакие высокоразумные при шельцы не помогут навести порядо'к на Земле, что сделать это должны мы сами — обитатели планеты людей. І-і горькой иро нией звучит фраза, вскользь оброненная автором в конце повести; «История эта, в общем, расхожая». В общем, новое обращение Г. Емельянова к фантастике лишний раз подтвердило не преложную истину: писатель тогда доби вается бесспорных успехов, когда привносит в литературу свое, собственное, когда прояв ляет самобытность во всех компонентах таорчества, начиная от языка и кончая вы бором сюжета и героя. И, видимо, нет никакой необходимости делать тут еще какие-либо выводы, высказы вать пожелания, давать советы‘и наставле ния. Самое главное — в чем льщу себя надеж дой,. убедится каждый прочитавший данный очерк,— то, что мы имеем достаточ ные основания назвать все созданное Г. Емельяновым т в о р ч е с т в о м . При чем творчеством, достойным и широкого читательского внимания, и серьезного кри тического разговора. И хотелось бы, чтобы внимание было устойчивым, а разговор подхвачен и продолжен...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2