Сибирские огни, 1985, № 11
скую хрустальную люстру, огромную, будто глыба льда», то гараж возводит, потом^да- чу... Живописуя снабженческие похождения своего героя, Г. Емельянов создает, однако, образ отнюдь не фельетонный, и не только иронией и сарказмом исполнены страницы, посвященные Акиму Бублику и его пред принимательским авантюрам. Вот автор, оборвав рассказ о том, как его герой всеми правдами и неправдами добывает арабскую стенку, приоткрывает вдруг одну страничку из его прошлого. Мы узнаем, как однажды, в далеком детстве, отец привел маленького Акима в столярку, где работал его давний знакомый Игнат Сыромятников. « — Вот, Игнат,— сказал отец со смуще нием,— парень самокат хочет иметь, я у ме хаников подшипники достал». И Игнат Сыромятников, бывший горновой, «списанный из доменного цеха по причине слабого здоровья», сказал: « — Если парнишка загорелся, пусть сам тут вот строгает и пилит». И Аким под руководством старого рабо чего (сразу, кстати, разглядевшего в маль чишке и смекалку, и хватКу) приступил к делу. «То были славные дни. Самые, наверное, славные в жизни. Самокат Аким делал с месяц и не торопился, потому как столярни чать ему нравилось, он даже засыпал с мыслью, что назавтра все повторится». Но не суждено было Акиму осуществить свою детскую мечту. «...Однажды прибежала мать, отлаяла доброго Игната за то, что тот привечает сына, и препроводила своего ненаглядного пинками прочь, приговаривая по дороге; сам всю жизнь горбатится (она имела в виду столяра) на черной работе и молодежь тому учит. Своих деток небось в столярку не водит, чужих эксплуатирует. «Чтоб ни ногой больше сюда!» Есть в этой сцене, написанной, кстати, без всякой ироний, а скорее с болью и горечью, что-то от известного эпизода из «Сна Обло мова», где родители Илюши вот так же, силком, загоняли ребенка в дом, строго- настрого запрещая ему играть в снежки с дворовыми мальчишками, вообще с ними водиться. Г. Емельянов дает нам тут воз можность лишний раз убедиться, насколько еще живуче и по-прежнему заразно это явление, названное в честь обитателей зна менитой Обломовки. Ведь обломовщина — это не только, лежание на диване целыми сутками, не только парение в облаках' до сужих мечтаний. У обломовщины есть и активная функция — подавление в человеке самых лучших, самых прекрасных его за датков, замена их дурными, порочными наклонностями. Именно так и поступила деспотичная мамаша Бублика со своим чадом, отбив у него сначала раз и навсегда охоту к труду, а затем привив ему стойкое отвращение к честной, нормальной челове ческой жизни. «Взлелеянный», опекаемый своей пробивной, «умеющей жить» мамень кой, Аким и школу благополучно закончил, и в институт пролез, а после института сра зу подался в снабженцы... Г. Емельянов, как уже отмечено, йло высмеивает своего героя, выставляет в самом, неприглядном свете все его «тайны», связанные с доставанием пресловутого дефицита, с едким сарказмом повествует о многочисленных злоключениях' героя, возникающих на почве общения с разного рода влиятельными людьми, ибо «общение» это нередко напоминает самое откровенное холуйство, желание услужить, угодить любой ценой. Но есть в сатире Г. Емельянова и изрядная доля горечи, боли за человека. Ведь писатель прекрасно М видит, что люди в погоне за всяким «дефн- * цитным хламом» не только теряют свое человеческое достоинство, но и отчуждают ся, отъединяются друг от друга, утрачивают всякий интерес к себе подобным — даже к своим родным, близким, друзьям детства и юности. И страшно, что это для иных наших сограждан стало уже нормой, и становится понятным весь горький, символический смысл самого названия повести. «Арабская стенка» — по сути, одна из тех стен, из тех «железных» перегородок, которые разделя ют, отчуждают людей друг от друга, а всех подобных Акиму Бублику вообще изолиру ют от всего остального мира, лишая их, в конечном счете, самого главного богатства — «роскоши человеческого общения» (Эк зюпери). Повести «В огороде баня» и «Арабская стенка» показали, насколько силен Г. Емель янов именно в жанре бытовой сатиры. И, казалось бы, тут сам бог велел писателю работать именно в этом направлении. И, честно признаться, я в заключение данного очерка хотел выразить пожелание, чтобы Г. Емельянов и далее подтверждал эту -. і свою высокую квалификацию по части са- ^ тирического бытописательства, чтобы так же остро ставил и так же тщательно исследо вал эти непростые, многообразные, парадок сальные проблемы нашего сегодняшнего бы тия и нашего, увы, далеко еще не благо устроенного, не отлаженного быта, как вдруг появилась новая повесть Г.. Емельянова «Проснитесь,,скитальцы!» (1985) с недвусмы сленным подзаголовком «фантастическая». Не буду скрывать, к чтению этой повести я приступил с некоторой настороженностью, хотя вместе с тем стремился быть предель но объективным и беспристрастным. В' конце концов, это даже и неплохо, что автор сно ва берется попытать себя в жанре, который не принес ему, мягко говоря, особых лав ров. Ведь упорство, настойчивость, стрем ление во что бы то ни стало одолеть мате риал, который не сразу дается, сопротивля ется,— качества не только похвальные сами і по себе, но и необходимые всякому пишу щему... К сожалению, вынужден сразу, без обиня ков заявить: и эта, третья, попытка, этот, третий, «выход» на фантастику не увенчал ся успехом. А причина, увы, все та же: писатель опять рошел по проторенному пу ти. Прежде всего весьма и весьма неориги нальна сама фантастическая коллизия, по ложенная в основу повести. По сути, все происходящее в «Проснитесь, скитальцы!» есть не что иное, как вариация на тему известной повести «Старик Хоттабыч». Судите сами: некий инопланетянин, которого в дальнейшем земляне на рекли Федором Федоровичем, прибы вает ка нашу планету и, столкнувшись с целым рядом недостатков, недоделок, | несправедливостей, начинает рх в спешном порядке устранять. Причем как и старик Хоттабыч, Федор Федорович творит свои чудеса из добрых побуждений, но большин ство его благодеяний, как правило, обора-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2