Сибирские огни, 1985, № 11
.г пафоса своего героя, его решительности». В последующих своих, произведениях тот же В. Розов, по мнению Е. Цейтлина, «зафикси ровал то, как меняется наша общественная мораль, как одни' правильные нравственные і установки вступают в противоречие с други- ” ми, не менее правильными... Время траис- Г формируетг усложняет тему, которую крити ки привычно называют антимещанской». Замечание, мне кажется, вполне резонное. Действительно, время, сама жизнь внесли существенные коррективы в проблему «лю ди и вещи», заставили нас что-то пересмот реть, а от чего-то решительно отказаться в наших воззрениях на тех, кого мы ію традиции называли мещанами. В самом де ле, всякого ли человека, решившегося об завестись дачей, автомобилем либо просто отложившего солидную сумму на сберкниж ку, нужно непременно классифицировать как мещанина, стяжателя? Ведь постройка дач, приобретение автомобилей становится ныне в буквальном смысле слова массовым явлением. Это во-первых. А во-вторых, современный горожанин стал обзаводиться участками, автомашинами отнюдь не по причине массового заражения пресловутым вирусом стяжательства, а скорее по причи- ' не необходимости. Горожанин, в особен ности горожанин-интеллигент, прекрасно сейчас усвоил простую истину; труд превра тил обезьяну в человека вовсе не для того, чтобы человек совершенно забыл о перво- Г начальных трудовых навыках, совершенно избавил бы себя от необходимости прикла дывать к чему-либо физические усилия. И мыслью этой он проникся отнюдь не в результате отвлеченного философствования. Он, интеллигент, на собственном горьком опыте убедился, к чему приводит пренеб режение физическим трудом. Резкое увели чение таких «модных» заболеваний, как гипертония, атеросклероз, инфаркт миокар да; мрачная медицинская статистика, вывед шая на первое место среди причин смертно сти сердечно-сосудистые заболевания,— все это заставило современного горожанина, че ловека, регулярно читающего журнал «Здо ровье» и смотрящего одноименную теле передачу, серьезно подумать о здоровье собственном. А для этого прежде всего потребовалось решить проблему отдыха. И . большинство горожан стало решать эту проблему самым что ни на есть радикаль ным образом — приобретать участки, стро ить дачи, заниматься садоводствОм и ого родничеством. Одна из таких «дачных историй» и поло жена Г. Емельяновым в основу повести «В огороде баня». Поскольку об этом произве дении мне уже довелось в свое время под робно писать в статье «Интеллигент во мещанстве» (Сибирские огни, 1985, № 3), думаю, есть прямой смысл перейти сразу к «Арабской стенке». Эта повесть, если принимать во внимание ее чисто фабульную сторону, многими сво ими «пунктами»,напоминает и даже повто ряет повесть «В огороде баня». Как там, так и здесь в основу сюжета положен мо- I тив приобретательства; как там, так и здесь главный герой с маниакальной одержимр- стью добивается желанной вещи и в конеч ном итоге тоже остается у разбитого коры: та. К числу совпадений можно отнести и описания всевозможных злоключений героя «Арабской стенки», которые, по сути, мало чем отличаются от приобретательских по хождений Павла Ивановича Зимина («В огороде баня»). Как и несчастный учитель словесности, работник стройтреста Аким Бублик, несмотря на то, что он вроде бы по положению своему находится гораздо бли же к тузам сиабженческого мира, тоже претерпевает немало мытарств, получает немало шишек, тумаков и даже пинков под зад. Казалось бы, мы вправе задаться воп росом; а зачем, собственно, понадобилось Г. Емельянову повторять себя, писать сразу же вслед за одной (и притом весьма удач ной) антимещанской повестью еще одну? Но в том-то и весь секрет, что «Арабская стенка» лишь чисто внешне согласуется с повестью «В огороде баня»; по сути же своей эти произведения не перепевают, а существенно дополняют друг друга, являясь двумя совершенно различными «версиями» в освещении одной и той же темы, в вс- медовании одной и той же проблемы. Тут все дело в самих главных героях, которые, исполняя одинаковые «приобретательские» функции, являются, тем не менее, полной противоположностью один другому, антипо дами. Их разница, если обозначить ее двумя словами, в следующем; Павел Зимин — это собственник поневоле, человек, по иронии судьбы оказавшийся в положении приобре тателя, «доставалы»: Аким Бублик же — собственник и «доставала» по убеждению, человек, сознательно посвятивший себя до быванию все новых и новых материальных благ. Причем это стало уже для него не просто жизненной целью, но жизненной не обходимостью. Бублик настолько погряз в приобретательстве, настолько создал себе славу человека «всё могущего», что для поддержания своего престижа — как у себя дома, так и на службе — ему необходимы новые и новые дефициты. Объясняя, почему вдруг понадобилась его герою' пресловутая арабская стенка, каковых в город завезли всего три комплекта, Г. Емельянов пишет: «Без арабской стенки, это Бублик представ лял твердо, наступит хана: во-первых, Шу рочка натурально вытеснит из дома, во-вто рых, поколеблется авторитет Бублика как человека богатого, удачливого, преуспеваю щего. Именно эта репутация позволяла на шему герою держаться на струе, пользо ваться снисходительностью начальства, рожденной когда-то от безусловной уверен ности, что Бублика не стоит трогать, что этого румяного ловкача подталкивает из таинственной глубины чья-то волосатая рука». Есть что-то и смешное и вместе драмати ческое в этом «амплуа» героя—человека, который лишь в приложении к чему-либо представляет из "себя ценность. Сам же по себе Аким Бублик как личность н и ч т о (недаром даже люди, хорошо и давно его знающие, все время путают его фамилию, называя его то Колобком, то Баранкой). И, чтобы утвердить себя в глазах окружаю щих (прежде всего, конечно, начальства), доказать, что он вовсе не ничтожество, а н е ч т о , ему нужен пьедестал, каковым может быть лишь очередная дефицитная движимость и недвижимость. Вот и крутит- ся-вертится наш герой, приговоренный к пожизненному приобретательстау; то поку пает «Запорожец» красного цвета, то «чеш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2