Сибирские огни, 1985, № 11
Не раз отмечалось, именно сатирические эпизоды и детали были едва ли не самыми удачными в данных произведениях), то здесь уже «ювеналов бич» становится глав ным оружием в руках писателя. И хлещет он этим бичом беспощадно, «с оттяжкой», причем бичует именно тех, кто того вполне заслужил: узколобых мещан, прохиндеев, мошенников, наконец, просто дураков, обра тивших, однако, свою дурость в пробивную силу, пытающихся своим медным лбом про шибить любые двери аіюбых «высоких инстанций». Не могу удержаться, чтобы не привести здесь несколько великолепных образчиков емельяновской сатиры, чтобы не продемон стрировать его поразительной способности в нескольких .фразах и обрисовать неприг лядное «мурло» своего персонажа, и «вы светить» всю его сущность. «...Сотников выглядел хозяином хоть куда — осанистый блондин со свежим, круглым лицом и голубыми, навыкат, глазами. У Сотникова под клетчатой безрукавкой обоз начилось брюшко, светлые брюки украшал ремень ремесленной работы с пряжкой в виде орла с распростертыми крыльями, меж которых выставлялся кинжал красной меди с цепочкой под золото. Говорил Сотников вроде бы через силу, глаза его туманила поволока, и создавалось впечатление, будто , этот мужчина буквально минуту назад наобедался до отвала» («В огороде баня»), «...Тугие когда-то щеки Акима опадают ' книзу, и лицо его, особо когда носит серди тое выражение, напоминает морду сосед ского боксера по кличке Ангар, которого водят на цепи, издающей кандальный звон; кобель, взбираясь по лестнице, сопит с такой громкостью и надсадой, будто таска ет на себе рояль» («Арабская стенка»), «В конторке магазина было тесно, там какие-то тихие личности, плоские и бестелес ные, шелестели белым тюлем, мерили, считали деньги и складывали их кучкой на столике в углу. Командовала этой беззвуч ной мультипликацией солидных размеров Женщина с ярким ртом и золотыми серьгами в ушах. Серьги напоминали монтажные гай ки, и первое время Лютиков забыл, зачем сюда ворвался: он ждал, когда серьги порвут мочки и со стуком покатятся прочь» («Арабская стенка»). Вместе с тем в новых своих повестях Г.' Емельянов блеснул не только как сати рик-обличитель. В неменьшей степени про явил он себя здесь и вдумчивым, проница тельным художником, умеющим глубоко, пристал.ьно вглядеться в сложные жиз ненные явления, умеющим даже в традици онной, вроде бы давно уже «обмозгован ной», не раз поднятой и затронутой (про зой, публицистикой) проблеме найти свой поворот, свой собственный угол зрения и точку отсчета. К примеру, сколько уже возникало споров и дискуссий вокруг проб лемы «люди и вещи»? Сколько уже появи лось произведений буквально во всех жан рах, начиная от карикатуры в «Крокодиле» и кончая пухлыми эпопеями, разоблачающи ми современного мещанина, гнусного стяжателя и потребителя? Казалось бы, на этом мощном фоне повесть «В огороде ба ня» должна быть воспринята всего лишь как еще одно традиционное обличение собственника, как еще один камешек, пу- щенный меткой рукой сатирика в его ого род (да простят мне невольный каламбур), являющийся средоточием его убогих инте ресов и низменных поползновений. Однако по прочтении этой повести оста ется впечатление куда более глубокое, и мысли возникают куда более серьезные, не- * жели те, что рождались в нас при знаком стве с антимещанскими сочинениями типа «Чужого» В. Липатова, «Дома» А. Якубов ского, «По сходной цене» В. Гущина, рас сказа «Три опоры» Г. Николаева... Поминая эти вещи, я вовсе не хочу принизить их идейно-художественной значимости. Я ' со поставляю их с повестью Г. Емельянова исключительно ради того, чтобы наглядно показать, как сама ;кизнь, само время вно сят существенные коррективы в эту, каза лось бы, давно решенную, до донышка «вы черпанную» проблему — «люди и вещи». В. Липатов, А. Якубовский, Е. Гущин, Г. Николаев писали свои исполненные анти- мещанского пафоса произведения в конце 60 — начале 70-х годов, когда всякого рода «цитадели» в виде отдельных роскошных особняков и монументальных дач, построен ных, как правило, на нетрудовые доходы, вызывали вполне законное возмущение на шей общественности. Сама жизнь тогда давала массу примеров того, как человек, воздвигший дачу или особняк, либо превра тивший свою квартиру в филиал і мебельно го магазина, становился не столько хозяи ном, сколько рабом своей движимости и не движимости, опускался, опошлялся, а то и совершенно терял свой облик человеческий и свое достоинство. Писатели 60—70-х го дов сразу уловили эту закономерность, эту прямую пропорциональную зависимость нравственного, а точнее безнравственного, облика иных наших сограждан от их иму щественного ценза. Заметили и показали — ярко, зримо, убедительно,— как матери альное вытесняет из человека «духовное», как «имущественная похоть» (Достоевский) оборачивается долной деградацией лично сти, становится даж е порою причиной тяж ких преступлений. (К примеру, героиня упомянутой повести А. Якубовского, ослеп ленная стяжательством, доходит до того, что отравляет угарным газом родного брата своего мужа, чтобы стать полновластной владелицей дома). Тогда, в 60—70-е годы, для писателей, журналистов, публицистов, для всей нашей трудовой общественности в данном вопросе не было никаких сомнений: раз человек возводит дачу, строит особняк да еще при обретает вдобавок автомобиль, дорогую мебель, ковры, хрусталь и проч.,— стало быть, человек этот продал дущу золотому тельцу, обратился в законченного мещани на, в махрового собственника-потребителя. И литература наша, как выразительница общественного мнения, обеспечила этому «герою» соответствующее паблисити: преда ла его анафеме, пригвоздила к позорному столбу, осудила, разоблачила, осмеяла. Апофеозом этого всеобщего презрения к собственпику-приобретателю стала хресто матийная сцена из пьесы В. Розова «В по исках радости», где подросток рубил отцовской саблей дорогую, полированную мебель, купленную его омещанившейся се строй... «Однако,— замечает критик Е. Цейт лин,— спустя годы автор уже не разделяет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2