Сибирские огни, 1985, № 11
контакт,— нужно срочное вмешательство. Вмешиваться, как вы уже поняли, не в наших правилах, но объективные данные диктуют нам такой ход. Сами вы на реши тельные меры не способны. — Так уж и не способны! — Вы разобщены. — Это есть. Верно. И что же вы предла гаете? — Скоро мы с вами встретимся. Мы зо вем вас к себе, землянин Петр Сисимов». И, получив согласие, инопланетяне заби рают с собой «землянина Петра Сисимова», чтобы передать через него «знания и сред ства для организации широкой и действен ной кампании з_а спасение Земли». И нам с вами, дорогой читатель, заключает свою повесть автор, остается только ждать бла гополучного возвращения Петра Сисимова, который вернется, надо полагать, не с пус тыми руками, но вооруженный универсаль ными средствами борьбы за спасение нашей грешной Земли-матушки. Концовка, что и говорить, вполне мажорная, оптимистиче ская и... весьма и весьма банальная по за ложенной в ней идее. Ведь столько уже понаписано нашими фантастами всевозмож ных космических утопий, где благополучие Земли ставится в прямую зависимость от «высших цивилизаций», от пришельцев-бла- годетелей! И печально, что Г. Емельянов пошел в данном случае по проторенным (хоть и ведущим прямо в космос) дорож кам. Тут сама по себе напрашивается одна па раллель. Чингиз Айтматов в своем «Буран ном полустанке» тоже показал встречу землян с иной, более высокой, цивилизаци ей. Но встреча эта, как убедительно пока- зывает писатель, не сулит пока что нашей планете никаких радужных перспектив, на оборот, она может повлечь за со(5ой по следствия самые непредвиденные, вплоть до трагических. И земляне не находят ни чего лучшего, как оградиться от иноплане тян ракетным щитом, потому что они н е г о т о в ы к такому контакту. Этот нетра диционный, далеко не оптимистический финал романа, как мы помним, ошеломил, даже шокировал поначалу читателей. Но зато именно благодаря такой смелой, не обычной трактовке известной фантастиче ской фабулы Ч. Айтматову удалось создать «эффект тревоги», заставить каждого из читавших роман задуматься о судьбе пла неты, мира и о своем собственном месте в этом стоящем на грани катастрофы мире. До таких философских откровений Г. Еме льянову подняться, увы, не удалось, К сожалению, из-за отсутствия ориги нальных философских идей еще в большей степени пострадала другая фантастическая повесть Г. Емельянова — «Истины на кам не» (1982). В отличие от «Медного таза из сундука», это уже фантастика в чистом ви де, где элемент сатиры, иронии заметно ослаблен, едва ли не сведен вообще к ну лю. Похоже, что писатель на сей раз задал ся целью написать вполне серьезную, сугу бо фантастическую вещь, где были бы и всевозможные научно-технические чудеса, и полеты на другие планеты, и встречи с загадочными существами и таинственными природными явлениями. Словом, чтобы все было, как у иных прочих фантастических сочинителей. Эту творческую программу- минимум Г. Емельянов исполнил — и при том небезуспешно: его «Истины на камне» в смысле наполненности всевозможными заниматель ности, напряженности сюжета, не уступят пожалуй, даж е самым популярным *ан- тастическим бестселлерам по^следних лет ^ п о '^ е с ^ Т Е . Г ’ сю ж ет\воей ' нп Емельянов снова пошел по дав- гѵпит дорожке, которая хоть и сулит всякого рода нежданные встречи и загадки, но приводит нас в итоге все в тот же «тупичок» банальных истин и хорошо известных прописей. Впрочем, садите с а Т “г® 'довести попадает на неве домую Синюю планету, где нет н и к я к п й цивилизации, где лю д и \р ?зя б аю т в п е р Г бытно-пещерном мраке; их верования н м - лаже гяпп" "^^™-"ько дики и несуразны, что даж е герои-космонавт, повидавший всякое стра\"ствий1°?п "Р^лыдуших межпланетных в ѵ ж а Г т я ^ готовый ко всякому, приходит куда попадает наш 'сказывается, находится на грани вымирания, потому что их правитель — дрях лый старец по имени П р о р о к -в с ю п и ^ и одежду забирает себе и делит м еж дГ сво ими приближенными... Далее развитие со- ' мяртва "^■^РУЛНО уже предугадать. Р азу меется, благородный землянин-пришелец проникает^ в подземную обитель Пророка и узнает тайну этого злодея, который оказы вается вовсе никаким не старцем и даж е не "ланеты. И далее завя*ыва ется борьба между представителями нашей доброй цивилизации и • посланником иной злой, цивилизации: разумеется, борьба эта изобилует всевозможными превратностями полной победой землянина, спасающего заодно и несчастных «синепяа- нетян» от тотального вымирания. Слов нет все это и читается с интересом, и захваты вает, и увлекает, но глубокого впечатления по прочтении ее не оставляет, не дает по сути, никакой пищи для серьезных раздумий Ибо, да простят мне невольный каламбур те идеи, те истины, которые заключены в «Истинах на камне», давно уже выбиты на камне современной фантастики. Лишь в отдельных эпизодах Г. Емельянов по-настоящему оригинален — это там где он становится самим собой, пускает в . ход испытанное свое оружие — сатиру, иронию. К числу таковых относится сцена поединка главного героя с богатырем из Племени Избранных: исполнена эта сцена в откро венно-пародийном ключе, отчего невольно возникают ассоциации с известными коме дийными лентами Л. Гайдая, в первую оче редь с эпизодами из фильма «Иван Василь евич меняет профессию». К сожалению, таких уморительно-коми ческих сценок, которые были бы в повести отнюдь не лишними, буквально раз-два и обчелся. Зато всяческих чудес и ужасов, придуманных «согласно требованиям ж ан ра», более чем достаточно. Но все чудеса, таинства, «сюрпризы» в «Истинах на кам не» воспринимаются не более чем условия бел.четристической игры: раз писатель сочи няет фантастику, значит, надо непременно что-то такое выдумать, чем-то удивить ошеломить читателя. Но в том-то и вся беда, что трудно удивить и ошеломить чем- либо нашего современного читателя, знато ка, любителя фантастики, хорошо знакомого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2