Сибирские огни, 1985, № 11

контакт,— нужно срочное вмешательство. Вмешиваться, как вы уже поняли, не в наших правилах, но объективные данные диктуют нам такой ход. Сами вы на реши­ тельные меры не способны. — Так уж и не способны! — Вы разобщены. — Это есть. Верно. И что же вы предла­ гаете? — Скоро мы с вами встретимся. Мы зо­ вем вас к себе, землянин Петр Сисимов». И, получив согласие, инопланетяне заби­ рают с собой «землянина Петра Сисимова», чтобы передать через него «знания и сред­ ства для организации широкой и действен­ ной кампании з_а спасение Земли». И нам с вами, дорогой читатель, заключает свою повесть автор, остается только ждать бла­ гополучного возвращения Петра Сисимова, который вернется, надо полагать, не с пус­ тыми руками, но вооруженный универсаль­ ными средствами борьбы за спасение нашей грешной Земли-матушки. Концовка, что и говорить, вполне мажорная, оптимистиче­ ская и... весьма и весьма банальная по за­ ложенной в ней идее. Ведь столько уже понаписано нашими фантастами всевозмож­ ных космических утопий, где благополучие Земли ставится в прямую зависимость от «высших цивилизаций», от пришельцев-бла- годетелей! И печально, что Г. Емельянов пошел в данном случае по проторенным (хоть и ведущим прямо в космос) дорож­ кам. Тут сама по себе напрашивается одна па­ раллель. Чингиз Айтматов в своем «Буран­ ном полустанке» тоже показал встречу землян с иной, более высокой, цивилизаци­ ей. Но встреча эта, как убедительно пока- зывает писатель, не сулит пока что нашей планете никаких радужных перспектив, на­ оборот, она может повлечь за со(5ой по­ следствия самые непредвиденные, вплоть до трагических. И земляне не находят ни­ чего лучшего, как оградиться от иноплане­ тян ракетным щитом, потому что они н е г о т о в ы к такому контакту. Этот нетра­ диционный, далеко не оптимистический финал романа, как мы помним, ошеломил, даже шокировал поначалу читателей. Но зато именно благодаря такой смелой, не­ обычной трактовке известной фантастиче­ ской фабулы Ч. Айтматову удалось создать «эффект тревоги», заставить каждого из читавших роман задуматься о судьбе пла­ неты, мира и о своем собственном месте в этом стоящем на грани катастрофы мире. До таких философских откровений Г. Еме­ льянову подняться, увы, не удалось, К сожалению, из-за отсутствия ориги­ нальных философских идей еще в большей степени пострадала другая фантастическая повесть Г. Емельянова — «Истины на кам­ не» (1982). В отличие от «Медного таза из сундука», это уже фантастика в чистом ви­ де, где элемент сатиры, иронии заметно ослаблен, едва ли не сведен вообще к ну­ лю. Похоже, что писатель на сей раз задал­ ся целью написать вполне серьезную, сугу­ бо фантастическую вещь, где были бы и всевозможные научно-технические чудеса, и полеты на другие планеты, и встречи с загадочными существами и таинственными природными явлениями. Словом, чтобы все было, как у иных прочих фантастических сочинителей. Эту творческую программу- минимум Г. Емельянов исполнил — и при­ том небезуспешно: его «Истины на камне» в смысле наполненности всевозможными заниматель­ ности, напряженности сюжета, не уступят пожалуй, даж е самым популярным *ан- тастическим бестселлерам по^следних лет ^ п о '^ е с ^ Т Е . Г ’ сю ж ет\воей ' нп Емельянов снова пошел по дав- гѵпит дорожке, которая хоть и сулит всякого рода нежданные встречи и загадки, но приводит нас в итоге все в тот же «тупичок» банальных истин и хорошо известных прописей. Впрочем, садите с а Т “г® 'довести попадает на неве­ домую Синюю планету, где нет н и к я к п й цивилизации, где лю д и \р ?зя б аю т в п е р Г бытно-пещерном мраке; их верования н м - лаже гяпп" "^^™-"ько дики и несуразны, что даж е герои-космонавт, повидавший всякое стра\"ствий1°?п "Р^лыдуших межпланетных в ѵ ж а Г т я ^ готовый ко всякому, приходит куда попадает наш 'сказывается, находится на грани вымирания, потому что их правитель — дрях­ лый старец по имени П р о р о к -в с ю п и ^ и одежду забирает себе и делит м еж дГ сво ими приближенными... Далее развитие со- ' мяртва "^■^РУЛНО уже предугадать. Р азу­ меется, благородный землянин-пришелец проникает^ в подземную обитель Пророка и узнает тайну этого злодея, который оказы­ вается вовсе никаким не старцем и даж е не "ланеты. И далее завя*ыва ется борьба между представителями нашей доброй цивилизации и • посланником иной злой, цивилизации: разумеется, борьба эта изобилует всевозможными превратностями полной победой землянина, спасающего заодно и несчастных «синепяа- нетян» от тотального вымирания. Слов нет все это и читается с интересом, и захваты­ вает, и увлекает, но глубокого впечатления по прочтении ее не оставляет, не дает по сути, никакой пищи для серьезных раздумий Ибо, да простят мне невольный каламбур те идеи, те истины, которые заключены в «Истинах на камне», давно уже выбиты на камне современной фантастики. Лишь в отдельных эпизодах Г. Емельянов по-настоящему оригинален — это там где он становится самим собой, пускает в . ход испытанное свое оружие — сатиру, иронию. К числу таковых относится сцена поединка главного героя с богатырем из Племени Избранных: исполнена эта сцена в откро­ венно-пародийном ключе, отчего невольно возникают ассоциации с известными коме­ дийными лентами Л. Гайдая, в первую оче­ редь с эпизодами из фильма «Иван Василь­ евич меняет профессию». К сожалению, таких уморительно-коми­ ческих сценок, которые были бы в повести отнюдь не лишними, буквально раз-два и обчелся. Зато всяческих чудес и ужасов, придуманных «согласно требованиям ж ан­ ра», более чем достаточно. Но все чудеса, таинства, «сюрпризы» в «Истинах на кам­ не» воспринимаются не более чем условия бел.четристической игры: раз писатель сочи­ няет фантастику, значит, надо непременно что-то такое выдумать, чем-то удивить ошеломить читателя. Но в том-то и вся беда, что трудно удивить и ошеломить чем- либо нашего современного читателя, знато­ ка, любителя фантастики, хорошо знакомого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2