Сибирские огни, 1985, № 11
специалиста: «Как ты пришел к нам?» — Лопатин простодушно отвечает; «Обыкно венно. По направлению». Г. Емельянов, по сути дела, снова «про игрывает» ту же, что в «Далеких городах», ситуацию: показывает нам человека з но вых, непривычных для него обстоятельст вах. Точно так же, как Федор Ананьин оказывается в совершенно незнакомом ему мире — в большом городе, так и Гурий Ло патин попадает тоже в «новый мир» — в село, о'котором знает только понаслышке. Герои как бы меняются местами, и эта перемена снова позволяет автору непред взято, свежим взглядом посмотреть на саму среду обитания, которая и является глав ным предметом изображения в повести. Среда эта — сибирское село 70-х годов. Оно, как было сказано, своего рода Іегга іпсо^пііа для главного героя, потому Гурий Лопатин, с одной стороны, так пристально всматривается в неведомый ему быт, так жадно «набрасывается» на каждого встре тившегося ему сельчанина, а с другой — допускает элементарные промахи и ляпы, попадает нередко впросак. И благом, счастьем для героя оказалось то, что он встретил в сельском райкоме умных нас тавников, преподавших ему настояшие уро ки добра и справедливости (и в этом «пунк те» судьба Гурия Лопатина, как видим, то же созвучна судьбе Федора Ананьина). Один из таких наставников, его даже можно назвать главным наставником,— Никифор Данилович Маслов, фигу ра, выписанная автором широко, раз машисто, крупными, сочными мазками. Человек этот по-своему сложен, в чем- то даж е загадочен: Г. Емельянову, как и в обрисовке Яшина («Далекие города»), удается избежать многих тради ционных ходов и приемов. В первых гла вах повести Маслов выглядит этаким хозя ином, не терпящим никаких препирательств, никаких возражений. Создается даж е впе чатление, что этот «дюжий, короткорукий, с седым ежиком и загорелым крестьянским лицом» «дядька» ввел во вверенном ему районе и в самом райкоме правила домо строя. Веем своим подчиненным он говорит «ты», в выражениях не стесняется, обрыва ет, одергивает. Словом, этот человек далеко не идеален, далеко не всегда прав в своих действиях, но именно поэтому он и производит впечат ление живого человека, именно поэтому об раз первого секретаря райкома лишен ка кой-либо ходульности и плакатности. Мас лов — фигура сложная, многогранная, неоднозначная, как, впрочем, сложна и сама жизнь, и тот участок работы, за который он отвечает. А работа первого секретаря рай ком а— это прежде всего работа с людьми, требующая и принципиальности, и стро гости (а порой и жесткости), и житейской мудрости, и немалой гибкости. И вот, наб людая вместе с Гурием Лопатиным за Ни кифором Даниловичем, видя, как тот мота ется'по району, проводит собрания и бюро, снимает с кого надо «стружку», карает и милует, мы постепенно приходим к выводу: Маслов по праву занимает свой ответствен ный пост, возглавляет районную партийную организацию. Потому что он, при всех сво их личных недостатках, обладает главным — умением подойти к каждому человеку не просто как к работнику, функционеру, отве чающему за то или иное дело, но прежде всего как к самостоятельной личности. Особенно наглядно это качество Маслова — партийного руководителя проявилось в исто рии с завклубом Петлиным. Григорий Сте- ^ пановнч Петлин, человек уже немолодой, * семейный, стал вдруг героем статьи «на тему морали», написанной лихим пером штатного районного фельетониста. «Автор, В. Цыбин, писал о том, что весной (основ ные события разворачивались еще весной) поют^ соловьи, что весна по праву считается порой любви, однако лирика и прочие тон кие чувства — удел молодежи, а не жена того человека, отца двоих детей, мужчины, на висках которого седина. Это уже не любовь, это блуд в чистом его виде, это разбитая семья, осиротелые дети, поэтому Григорий Степанович, убежавший ночью в ' дом вдовы, должен быть осужден общест венностью строго... В. Цыбин в заключение требовал кровопролития, призывал партий ную организацию колхоза «дать должный отпор распоясавшемуся Петлину, для кото рого нет ничего святого...» И «кровопроли тие» наверняка бы произошло, не присутст вуй на партсобрании, где слушалось пер сональное дело Петлина, сам Маслов. Имен но Маслов, с виду такой «суровый мужик», чуждый, казалось бы, каким-либо сантимен там, увидел в «а.моральной истории» Пет лина истинную человеческую драму, сердцем почувствовал, что не топить окончательно нужно несчастного завклуба, а поддержать его, протянуть ему руку помощи. И Мас лов решительно заступается за Петлина, спасает его от самого сурового, по нормам партийной дисциплины, наказания... Навсег да запомнил Гурий Лопатин этот «суд пра ведный», этот урок, преподанный Масло- . вым сельским коммунистам. И не просто запомнил — Гурий понял, отныне и навеки уяснил, насколько важно в работе с людь ми вот это умение непредвзято, нешаблон но подойти к каждому человеку, доскональ но разобраться в каждом, даже с виду совершенно очевидном, поступке и факте. С разными людьми, с разными типами руководителей сводит судьба Гурия Лопа тина, и каждый ему не просто интересен и любопытен как личность; от каждого герой берет частицу жизненного опыта, набира ется в общении с этими людьми, что назы вается, ума-разума. Особый след в душе Гурия оставляет дружба с Кузьмой Кузь мичом Савостьяновым, заведующим отделом пропаганды райкома партии. Это один из самых обаятельных образов в повести, выписанный Г. Емельяновым с откровенной симпатией и любовью. Причем в обрисовке характера Кузьмы Кузьмича автор не од нажды прибегает к юмору, не стесняясь, выставляет напоказ все то действительно смешное, «донкихотское», что еСть в этом человеке. Вот, к примеру, какое впечатление остается у Гурия Лопатина после первой встречи с Кузьмой Кузьмичом: «Савостьянов сидел, отвалясь на спинку кресла, в позе крайней усталости, руки на животе, взгляд отрешен и неясен. Это был старый, болезненно худой мужчина в сером пиджаке и зеленой офицерской рубахе с галстуком. «Ему бы лечиться»,— подумал Лопатин и с первого взгляда уверился, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2