Сибирские огни, 1985, № 11
Ананьина как цепь приятных знакомств с людьми удивительными и замечательными. К счастью, этого не случилось. Жизнь, изображенная в «Далеких городах»,— это жизнь сложная, многогранная, запутанная, С и люди здесь тоже встречаются всякие и разные. В городе судьба сводит Федора и с «се мейством Кулагиных» — Анастасией Федо ровной и ее сыном Владленом. Силами этих двух далеко не положительных персонажей в повести разыгрывается своеобразная трагикомедия, невольным свидетелем ко торой становится наш герой. Сразу следует отметить, что фигуры Владлена и его ма маши выписаны отнюдь не однозначно, не фельетонно, и вызывают они у нас, у читате лей, не только чувство брезгливости и не годования, но и соучастия, и сострадания. Кто такой Владлен? По всем данным, по самому образу жизни своей, это закончен ный «стиляга» (так называли в 50-е годы представителей «золотой молодежи»). Он таскается по ресторанам н забегаловкам (пропивая, естественно, мамины деньги), заводит многочисленные любовные связи, проявляя в отношении к девушкам махро вое хамство и цинизм. В обращении с Федором он высокомерен, заносчив, назы вает его не иначе, как «деревня», «холоп». Словом, неприятен, до омерзения неприятен этот двадцатидвухлетний шалопай, особен- но когда в пьяном виде начинает куражить ся, обливая всех присутствующих ушатами словесной грязи. Но стоит Владлену, пусть даж е в подпитии, запеть, и все присутствую: щие, даж е завзятые его недруги, замирают от восхищения. У этого испитого, потаскан ного юнца, по недоразумению числящегося в студентах автодорожного института, действительно и редкостный голос, и истин ное дарование певца; к тому, же, если присмотреться к Владлену повнимательнее, не такой уж он законченный подонок и негодяй. Просто этот человек не нашел се бя, он и пьет, и впустую тратит свой талант от совершеннейшей бесхарактерности, от неумения поставить себе цель в жизни и твердо к этой цели идти. Но отчего же Владлен стал таким? Отве том на этот вопрос (по крайней мере по замыслу автора) служит его мать. В образе Анастасии Федоровны Кулагиной запечат лена неординарная, сложная и по-своему драматическая человеческая судьба. Одна из первых сельских комсомолок, Настя Ку лагина «отстреливалась от бандитов из на гана, агитировала за коммуну, верхом, как заправский мужик, обскакала всю волость и ничего-то ничегошеньки не боялась, бедо вая такая была — страсть!» А потом вдруг Анастасия Федоровна решила, что «пришла пора пожить немного и для себя», посколь ку «в свое время она отдала Советской власти много сил и здоровья». И всю свою энергию, все свои немалые силы она обра тила на воспитание единственного сына, но, как видим, не столько воспитала его, сколь ко развратила, вырастила из него, точь-в- точь как госпожа Простакова из Митрофа нушки, законченного лоботряса и тунеядца. К сожалению, не все в этой семейной драме прописано до конца; выражаясь театраль ным языком, не все картины и мизансцены выглядят законченными и завершенными. Так, очень туманно, намеком говорится в повести о первом замужестве Анастасии Федоровны, хотя именно оггуда-то все и началось, именно разлад Анастасии Федо ровны с отцом Владлена, которого она «предала», повлек за собой и ее разлад с сыном. Плохо, невнятно объяснено, никак и ничем, по сути, не обосновано превраще ние Анастасии Федоровны из активной ком сомолки в мещанку, в ту мелочную, склоч ную бабенку, какой ее застает Федор,, когда временно поселяется у Кулагиных... Но, как бы там ни было, Владлен и его мать оказываются немаловажным испыта нием для героя, ибо через знакомство и столкновение с этими людьми Федор прихо дит к мысли, насколько губительны для человека такая вот оторванность от боль шой жизни, такая «зацикленность» на своих мелких заботах и делишках. По сути, это первое серьезное столкновение героя с ме щанством и вместе сложное психологическое испытание, и переносит его Федор с честью. Прожив довольно долгое время в семье Кулагиных, он не заразился ни тем циниз мом, которым весь пропитан Владлен, ни той принципиальной, если так можно выра зиться, общественной пассивностью, кото рую исповедует Анастасия Федоровна. Вот почему его полный и окончательный разрыв с Кулагиными, который, надо сказать, дал ся ему с трудом, после мучительных раз думий и колебаний, выглядит в повести как первый по-настоящему самостоятельный и решительный поступок героя, как свиде тельство его нравственного и духовного возмужания. Мы видим: этот молодой, только-только вступающий в большую жизнь парень и дальше и впредь будет так же активно бороться с любым проявлением сытости, цинизма, бездуховности. Повесть «Бабьим летом» написана почти через десять лет после «Далеких городов», однако и тематически и по основной своей идее она являечся как бы продолжением первой (не случайно в 1979 году Г. Емелья нов объединил обе эти вещи в одной кни ге). Если с Федором Ананьиным мы расста емся в момент, когда он определил свою студенческую судьбу, поступив на факуль тет журналистики, то с Гурием Лопатиным, главным героем повести «Бабьим летом», мы знакомимся в день, когда он после окон чания университета получает направление в районную сельскую газету и приступает к самостоятельной работе. То есть герой новой повести как бы принимает эстафету от героя предыдущей повести и идет дальше в большую жизнь. Однако отождествлять полностью Федора Ананьина и Гурия Ло патина не следует. Они — безусловно, люди одного поколения и сходной судьбы, но люди это разные — и по складу характе ра, и по жизненному опыту, и, что немало важно, по социальному происхождению. Гурий Лопатин, в отличие от Федора Анань ина, коренной горожанин: он и родился в городе, и школу там закончил, и в универ ситет сразу поступил. А затем волею судьбы и комиссии по распределению оказался сот рудником сельской районной газеты. При чем ни автор, ни сам герой не скрывают, что место это никак не соответствует тем жизненным целям и устремлениям, которые ставил перед собой Гурий. На вопрос пер вого секретаря райкома Маслова, вызвавше го к с&бе. ня предмет знакомства молодого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2