Сибирские огни, 1985, № 11

необъятных просторах, на гигантских ее стройках. В эту крепкую шеренгу вполне вписывается и Федор Ананьин, хотя он и не участвовал в строительстве Запсиба, как Мишка Галочкин, не прокладывал в таежной глухомани магистраль, как Бук­ варь, не тушил лесные пожары, как Родион Гуляев... Родство Федора Ананьина с упо­ мянутыми героями определяется не обш- ностью их трудовых биографий, это — родство, внутреннее, духовно-нравственное. Герой Г. Емельянова, как и герои Г. Нем- ченко, В. Орлова, А. Приставкина, В. Чиви­ лихина, является человеком, если так можно выразиться, с крепкой корневой системой. Выходец из сибирской деревни, он везде и всюду чувствует неразрывную связь со своей малой родиной, со своими земляками; он, как и его братья по духу из названных произведений, преисполнен чувства благо­ дарности по отношению к людям старшего поколения, всегда помнит их заветы и наставления, всегда знает,-что они, старшие, являются и его главным нравственным ориентиром, и главной опорой в жизни. Один из таких людей, один из духовных наставников Федора — председатель колхо­ за Олег Порфирьевич Яшин. Многим, очень многим обязан Федор этому удивительному человеку, ставшему в полном смысле слова его вторым отцом. Как бы выражая благодарность Олегу Порфирьевичу, Федор считает своим долгом поведать не только о том добром, что сде­ лал Яшин лично ему, Федору, но и о том, какой это вообще замечательный человек, талантливый руководитель и организатор. Мы узнаем, как еще в годы войны Яшин, только-только вернувшийся с фрон­ та, весь израненный, возглавил колхоз и не только не сбежал с председа­ тельского поста (как. это делали его многочисленные предшественники), но вы­ вел даж е свое хозяйство в передовые. Человек сугубо деловой, хваткий, обороти­ стый, настоящий хозяин, Олег Порфирьевич тем не менее убежден, что крестьянин жи­ вет не хлебом единым («Этого мало, мир- то шире брюха»), что сейчас наступает, по­ ра вносить в жизнь деревни духовное нача­ ло, предпринимать уже в первые послевоен­ ные годы практические шаги для стирания «разницы» между городом и деревней. Не­ взирая ни на какие жесткие директивы местных властей, рискуя впасть в немилость у районного начальства, Яшин решает на­ чать реконструкцию села, «то есть создать поселок городского типа со всеми его атрибутами». Вся эта история, изобилующая многими сугубо хозяйственными конфликтами и кол­ лизиями, история, которая вполне могла послужить основой для самостоятельного произведения, выглядит, однако, в «Далеких городах» отнюдь не лишней. Во-первых, она придает повествованию широту и много­ гранность, благодаря чему все произведение в целом выходит далеко за рамки чисто «исповедальной прозы»; перед нами пред­ стает не узкий мирок, замкнутый на одном человеке, но некий срез жизни со всеми своими противоречиями, сложностями, ка­ зусами. Во-вторых, многого стоит сама фи­ гура Яшина. Г. Емельянову удалось выле­ пить совершенно особый, в чем-то даже уникальный тип руководителя, соединяюще­ го в себе черты чудака, «идеалиста» и прожженного хозяйственника, умеющего найти выход из самой щекотливой, самой, казалось бы, безнадежной ситуации. Но главное, что отличает Олега Порьфирьеви- ча Яшина,— это неискоренимая, не поддаю­ щаяся никаким превратностям судьбы вера в торжество правды и справедливости; и не просто вера, но умение стоять, драться на­ смерть за эту правду, за те святые идеалы, которые составляют смысл его существова­ ния. Пример Яшина, вся его борьба за от­ стаивание и Претворение в жизнь проекта перестройки- села (которая, кстати, происхо­ дит на глазах Федора Ананьина, ибо Яшин приезжает «драться» за свой проект в го­ род) и является для героя той школой, где он получает впервые наглядные уроки гражданского мужества и нравственной стойкости. Судьба сводит Федора еще с одним пре­ красным человеком, который тоже вносит свою лепту в духовное становление героя. Это — студент-заочник автодорожного ин­ ститута Алексей Волгин. Алексей еще срав­ нительно молод, ему 36 лет, но за его пле­ чами война, а в легких — осколки фашист­ ского снаряда, которые в конце концов обрывают жизнь этого человека. Как и Яшин, Алексей не может жить по принципу «моя хата с краю». Вопреки со­ ветам и наставлениям • врачей, Алексей постоянно берет на себя все новые и новые нагрузки и заботы. Он и в судьбе Федора принимает немалое участие, помогая ему обустроиться и обжиться в незнакомом городе; и вместе с Яшиным, как солдат, плечо к плечу, воюет за его проект; и бе­ рет шефство над своим сокурсником— великовозрастным лоботрясом Владленом Кулагиным. И вот печальный исход; подо­ рванный тяжелым ранением организм не выдерживает всех этих физических и мо­ ральных перегрузок — Алексей умирает. Умирает оттого, что привык в этой жизни быть солдатом, т. е. всегда быть в строю, на передовой. Федор Ананьин тяжело пере­ живает смерть Алексея, который успел стать для него настоящим другом. «Этой утраты мне хватит на всю жизнь, и через многие годы она будет отдаваться во мне немалой болью. Мне будет недоставать Алексея Волгина. Его уже нет. Я пойду дальше, к первой утрате прибавятся дру­ гие, и к ним никогда не привыкнешь». Но йе только потрясение, не только боль невосполнимой утраты испытывает герой. Смерть Алексея Волгина заставляет его задуматься над самым главным — смыслом человеческого существования, помогает по­ нять или, говоря точнее, прикоснуться по- настоящему к одной из великих, вечных тайн бытия: «...я пойму со временем, что доброго человека боль делает богаче, зло­ му же сушит душу. Я научусь прощать, как он, буду помнить, как он, что все мы разные и каждый носит в себе особый мир, достойный безусловного уважения. Человек умирает и берет с собой невосполнимую часть вселенной, человек рождается и за ­ жигает новое солнце. Удивительно! Это открылось ему раньше других, и он был велик». Г. Емельянов, однако, изрядно погрешил бы против истины, против самой жизненной правды, если бы писал историю Федора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2