Сибирские огни, 1985, № 11
в нашей жизни нет места приятным неожи данностям, мы — рота на марше, путь известен, цель ясна, привалы расписаны, а старшина вед'ает махоркой и свежими портянками. У старшины же в руках счастье — по сто граммов с устатку». Это признание стоит многого, потому , что за ним — и искренняя боль, и сожале ние, и сочувствие к людям, лишенным дара удивляться перед жизнью. Да, действитель но, можно и ясную цель иметь перед собой, и твердо идти к этой цели, справно делать свое дело, выполняя и перевыполняя планы, получая премии и все прочие, положенные по штату, материальные блага, но- такая жизнь все равно будет напоминать одно- • образное марширование под командование бравого старшины. Ибо нет в такой жизни того главного, что наполняет ее высоким смыслом,— истинной духовности, которая берет истоки там, где кончается равноду шие и начинается удивление — состояние, когда человек видит вокруг не просто пред меты и факты бытия, но постигает глубо- . кую суть этих предметов и фактов и само го бытия. И хорошо уже одно то, что герой-рас сказчик решает во что бы то ни стало обрести этот дар удивления перед жизнью, «распахнуть грудь ей навстречу» и навсегда расстаться с «собственным спокойствием», как это сделали в свое время Вася Залыгин и его верная подруга Галя Клочко. Не слу- чайно, тяжело переживая расставание с этими удивительными людьми, называя это расставание невосполнимой потерей, герой тем не менее с полным правом говорит: «Но я потерял и приобрел. Я стал богаче». К этому остается лишь добавить, что многое «приобрел», намного «стал богаче» и сам автор, проявивший здесь себя худож ником вполне зрелым, выработавшим свой собственный писательский почерк, в котором набор красок достаточно широк, чтобы и облик каждого персонажа выписать зримо и точно, и столь же осязаемо передать саму обстановку, их окружающую, и, где надо, едко, язвительно «проехаться» по предмету или явлению, представляющему собой дос тойный объект сатиры. Одним словом, удивил, по-настоящему удивил своих читателей Г. Емельянов, «выдяв» вдруг отменную прозу, исполнен ную и глубоких, зрелых раздумий о жизни и передающую э-гу жизнь во всем ее много цветье, во всей ее многогранности — в смешении комического и драматического, нелепого и трагического, обыденного и пара доксального. Мотив удивления перед жизнью, мысль о том, что жизнь, при всей ее кажущейся будничности, однообразии, при всех ее те невых сторонах, есть все-таки чудо,— эта мысль получает дальнейшее и вполне ор ганичное развитие в следующем крупном произведении Г. Емельянова — в повести «Далекие города» (1967). В ней рассказы вается история первых самостоятельных ша гов юноши по имени Федор Ананьин, исто рия о том, как молодой человек входит в • большую жизнь. Вряд ли стоит здесь зани маться скрупулезным подсчетом, перечис лять произведения, созданные на данную ітему, вряд ли есть смысл выстраивать некий сопоставительный ряд. Да, слов нет, повесть «Далекие города» вызывает немало ассо циаций с произведениями, написанными самыми различными авторами в самые различные эпохи,— от «Утраченных иллю зий» Бальзака до «исповедальной прозы» 50 60-х годов. Но если эта параллель о -чем-то свидетельствует, то лишь о том, что тема становления человеческого характера, во-первых, поистине неисчерпаема, а во- вторых, каждым новым автором раскрыва ется по-новому. Ибо всякая человеческая судьба неповторима. Перефразируя извест ное изречение поэта «Со смертью каждого человека умирает целый мир»,— можно сказать и так: рождение человека есть рож дение целого мира. Создавая свой вариант традиционной «истории души человеческой», Г. Емельянов и способ повествования выбирает тоже наиболее распространенный — от первого лица. Но — тут следует сразу подчеркнуть это обстоятельство — рассказ Федора Ананьина о первых своих самостоятельных шагах на жизненном поприще не имеет ни чего общего с теми многочисленными беллетризованными «исповедями», которые в 50—60-х годах волной хлынули со стра ниц молодежных журналов. Как известно герои «исповедальной прозы» снискали пе чальную славу горе-нигилистов, пытавшихся поставить под сомнение те священные иде алы и традиции, которые были завещаны нам комсомольцами 20—30—40-х годов. О том, насколько жалкими и бесплодными ока зались эти попытки ц сколь плачевно они закончились, критика наша уже не раз писала, и вряд ли стоит снова, «по второму кругу», заниматься порицанием и разобла чением пресловутых «звездных мальчиков» Хочется отметить только одну, на мой взгляд, существенную деталь. Дело в том что, когда в нашу литературу пришли «звездные мальчики», когда со страниц популярных молодежных журналов обруши лись на читателя их сбивчивые, торопливые многословные исповеди, почти в это же время (быть может, с опозданием в 3—4 года) объявился и герой совсем иного скла да. Он был тоже очень молод, тоже уходил в большую жизнь, тоже набивал первые трудовые мозоли и тоже, случалось, полу чал суровые уроки, сталкиваясь с неспра ведливостью, подлостью и бесчестьем. Од нако, в отличие от «звездных мальчиков», он не разочаровывался, не ожесточался, не становился циником — напротив, столкнове ние с трудностями закаляло его, заставляло его проникнуться верой в торжество добра и справедливости, прийти к мысли о своей личной причастности к тем великим деяни ям и свершениям, которые происходят на родной земле, во всей стране. Такой герой, ставший своеобразным антиподом герою «исповедальной прозы», был создан прежде всего писателями-сибиряками, пришел на страницы молодой сибирской прозы (не случайно из этих произведений впоследст вии была составлена пятидесятитомная серия «Молодая .проза Сибири», удостоен ная по завершении ее выпуска премии Ле нинского комсомола). Мишка Галочкин, Букварь, Александр из «Сибирских повес тей» А. Приставкина, Санька Канаев из «Весенней охоты на гусей» О. Кунаева, Ро дион Гуляев из повести «Елки-мо галки» В. Чивилихина — все эти ребята формирова лись как личности именно в Сибири, на ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2