Сибирские огни, 1985, № 11
особого интереса ни у читателей, ни в критике. Причину удачи Г. Немченко и неудачи Г. Емельянова установить, как мне пред ставляется сейчас, нетрудно. Не ставя себе такой цели — подробно анализировать ро ман Г. Немченко, хочу тем ' не менее от метить, что молодому писателю удалось создать запоминающийся образ простого рабочего парня, чьими руками вершатся главные дела на земле. Сопоставляя «Берег правый» с «Галочки- ным» или с не менее известным романом В. Орлова «Соленый арбуз», лишний раз убеждаешься, что успех к автору приходит только в том случае, когда он «представля ет» читателю в качестве главного героя личность интересную, самобытную, ярко индивидуальную. Такое приятное знакомст во и состоялось в свое время у читателя с Мишкой Галочкиным и Букварем. И хотя главные персонажи романов Г. Немченко и В. Орлова не стали героями нашего времени в самом высоком понимании этого слова, читателю м и запомнились, потому что в них так или иначе отразился духов ный и нравственный облик молодого поко ления 50—60-х годов. Г. Емельянову, к сожалению, не удалось найти в массе изображаемых им лиц ни своего Галочкина, ни своего Букваря. Вна чале он было заинтересовал нас историей Вальки Храмова, поведав несколько любо пытных эпизодов из неудачливой «одиссеи» этого начинающего летунишки. Затем вни мание его привлекли двое ребят-москвичей — друзья детства Виктор Бродский и Глеб Трошин, приехавшие на стройку по путев кам комсомола. Но и эта пара недолго за нимала его, и автор переключает внимание на Вадима Каткова, комсомольского секре таря стройки. Однако цельный, самобытный характер и тут не лепится, потому что автор все спешит вперед, торопится за хватить в русло повествования как можно больше событий и фактов. В итоге это стремление к всеохватности, к многопла новости оборачивается у Г. Емельянова разбросанностью и эскизностью. Много со бытий, много людей, масса симпатичных ребят, отличных производственников и ак тивистов, но ни один из них не предстал личностью значительной и масштабной, никто не запомнился, не пришелся «по сердцу». I I Итак, даже обращение к «большому полот ну» не принесло Г. Емельянову особых лавров. Больше того, этот роман создавал впечатление, что автору его предстоит еще, как говорится, пахать* и пахать, прежде чем выйти на новый рубеж, создать нечто дей ствительно серьезное и значимое, И тем более было неожиданным появле ние почти одновременно с «Берегом пра вым» повести «Хочу удивляться!» Эта ма ленькая повесть носит столь откровенно декларативное название недаром и по праву. Поставив себе такую задачу — удив- . литься,— писатель удивил прежде всего читателя. Удивил тем, что обратился на сей раз не к очевидным, лежащим на поверх- ности, фактам, в «скорлупе» которых сокры ты столь ж е очевидные «прописи», но к сложным жизненным явлениям. Похоже, до писателя наконец-то дошла та вечная «про клятая» истина, которая с виду кажется такой простой, но для подтверждения ко торой иному художнику слова не хватает | целой жизни. Истина эта состоит в том, • что большая литература всегда обращена к каким-то Оагадкам, странностям, парадок сам, что лишь при столкновении с тайнами человеческого бытия и рождается настоящее искусство. Хочется обратить внимание на такую де таль. ,Один из героев повести «Хочу удив ляться!»— В а с я . Залыгин — постоянно и вроде бы совсем не к месту вставляет в свою речь «афоризмы» типа «Не висни на подножках — опасно для жизни!», «Выхо дить из вагонов только в сторону платфор мы», «Оберегай полезных зверей» и проч. Эти «мудрые мысли» Вася берет со спичеч ных этикеток и произносит их, разумеется, с изрядной долей иронии, издеваясь над скудоумием художников-оформителей мест ной спичфабрики. Однако здесь есть и свой подтекст. Быть может, это покажется и натяжкой, и даж е бестактностью, но мне думается, что в иронии Васи Залыгина звучит в какой-то степени самоирония — издевка автора над ранними своими рас сказами и очерками, каждый из которых, как уже было отмечено, непременно декла- . рировал некую прописную истину, ненамно го отстоящую по «глубине и значимости» от этих спичечно-этикеточных изречений. И как знать: не с умыслом ли вставил автор в речь своего героя эти «афоризмы», не дает ли понять нам этим, что в новом своем произведении он решительно отказывается от той надежной, апробированной «модели», по которой сделаны ранние его вещи? Сама повесть отвечает на этот вопрос положи тельно, ибо в ней совершенно отсутствует какая-либо прямолинейность и назидатель ность. Характеры ее героев раскрываются не «в лоб», не на голых фактах, а в сложных взаимоотношениях друг с другом, в поступ ках неожиданных, нелогичных, порой совершенно непредсказуемых... Люди, утверждает автор, должны жить, дивясь и самой жизни и удивляя один другого, и для этого нужно совсем немно г о е -ж е л а н и е творить добро и не бояться проявить «без оглядки» свою доброту. Ведь в том-то и беда, что многие люди, даже будучи в душе и добрыми, и отзывчивыми, и участливыми, «стесняются» выказать эти свои качества, становятся «черствыми по обстоятельствам». Вот здесь один из па радоксов, одна из тех печальных тайн наше го бытия человеческого, к которой обраща лись многие, в том числе и великие худож ники слова, но которая и по сю пору тяготеет над нами, и манит, и тревожит нас. И хорошо уж одно то, что Г. Емелья нов не побоялся коснуться, этой тайны, подступиться к ней, и уже само приобщение писателя к сложнейшей жизненной пробле ме-загадке позволило ему высказать такие горькие, пронизанные болью за человека и за все наше повседневное житье-бытье сло ва, которые воспринимаются как откро вение. «Мне сделалось тоскливо, и я вдруг по нял, отчего люди не отзывчивы и скучны:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2