Сибирские огни, 1985, № 11
КРИТИКА ЛИТЕРАТВРаВЕДЕНИЕ Владимир Шапошников УТВЕРЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ О творчестве Геннадия Емельянова Очерки и рассказы раннего Г. Емельяно ва — типичная, если можно так выразиться, репортерская проза со всеми свойственными этому виду сочинительства особенностями и огрехами. Автор по большей части вы ступает именно как хроникер, стремящийся дать Прежде всего информацию, что-то сообщить, довести до сведения — без вся ких попыток как-то эту информацию ос мыслить, поднять на уровень художествен ного исследования. Печатью голой факто графии отмечена прежде всего книжка «Когда друзья рядом...», созданная «в две руки», в соавторстве с Гарием Немченко в пору их совместной работы в редакции многотиражной газеты «Металлургстрой», находившейся на знаменитом Запсибе. Сам способ ее создания ' по-газетному прост и бесхитростен. Авторы встречаются с раз ными людьми, приехавшими на стройку, уз нают их прошлое, причины, которые их сюда привели, узнают заодно и о том, ка кие трудности, испытания и лишения им здесь довелось вынести и преодолеть,— и затем все эти сведения обобщаются и ло жатся на бумагу в виде коротеньких новелл. Каждая из новелл, напоминающая, впрочем, обычную репортажную зарисовку, основана на конкретном факте, случае, происшедшем с совершенно конкретным человеком. И в зависимости от того, какой факт — плохой или хороший, положитель ный или отрицательный,— нам сообщается, и человек, можно сказать «приписанный» к данному факту, получает соответствующую аттестацию. Вот приехал на строительство Запсиба молодой паренек Женька Потапов. Приехал, что называется, по велению серд ца, в поисках романтики. Однако романтика обернулась суровой прозой. Всю бригаду московских комсомольцев, с которой при ехал герой, определили на земляные работы. «Осень. Землища тяжелая и липкая. Жень-, ке трудно справляться с лопатой. Упрет черенок в живот, наляжет всем телом, вы бросит. Потом долго счищает глину о край ямы. Земля и небо. Земля серая, небо — тоже. И дождь. Прислушаешься: шуршит и шуршит. Разгибались трудно, как старики. Ныли руки. У Витальки Шарфа тоже. У всех ныли».' Естественно, не все эти испытания вы держали, кое-кто тут Же покинул стройку, даж е Виталий Шарф, несмотря на свой первый разряд по самбо, дезертировал. З а колебался в какую-то минуту и Женька, но его вовремя поддержали, вовремя протянул ему свою крепкую мозолистую руку брига дир Василий Киселев. И Женька Потапов остался на стройке, даще несмотря на тя желую травму, полученную при копке котлована. И сказал товарищу по палатке: «Ты про семью спросил. Здесь у меня семья, на стройке...» Рассказ так и назы вается: «Семья? Здесь она». В этом назва нии, собственно, и вся идея рассказа, вся его мораль, подкрепленная убедительными фактами, «положительными* и «отрицатель ными» примерами. По сути, все новеллы цикла «Когда друзья рядом...» и написаны ради откровен ного назидания, ради того, чтобы через конкретный факт, случай донести до чита теля какую-то нехитрую прописную, истину. Называя книжку «Когда друзья рядом...» «репортерской прозой», я имел в виду не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2