Сибирские огни, 1985, № 11

Великая и ответственная тема обязывает к бережному отношению ко всему, что связано е именем Ильича. Свою первую песню о вожде я написал с Марианом Ковалем, старейшим компози­ тором, создавшим ранее цикл песен о Ленине. Это был «Портрет Ильича». , . Песня была напечатана в «Огоньке», в ряде авторских и общих сборников, испол­ нялась. солистами, но широкого распространения не получила. Приближалось 100-летие со дня рождения Владимира Ильича. Создавался мемориальный комплекс в Ульяновске. В Сибири большие. работы велись в Шушенском, месте ссылки В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Со всей строгой научно-исторической точностью воссоздавался облик Шушенского. Целая улица представала в первозданном виде. В домах, где жили Владимир Ильич и Надежда Константиновна, всё было как в те годы. Население поселка спешило по­ мочь, кто чем мог, этой работе. А я бродил, уходил в лес, возвращался снова и думал: как в короткой песне, в немногих словах выразить самое дорогое, выразить просто и понятно всем, созвучно великой простоте Ильича? Так родились стихи песни «Над Шушей сосны вековые». Вот они: Н ад Шушей сосны вековые, С аяна снеж ная гряда. Здесь Ильича они впервые Встречали в давние года. Уходит вдаль тропа лесная. Заря над Шушенским горнт... Здесь память вечная лю дская Во всем следы его хранит. * Н а Ж уравлиной горке снова Костры, как в те года, горят, И волны озера Перово О нем друг с другом говорят. І-Ьад Енисеем в дымке синей Гул величавый кедрача... В сердечной песне у России Д уш а живого Ильича. Вернувшись в Новосибирск, я передал стихи Андрею Новикову. Он работал над ними с подлинным вдохновением. Знание народной песни, близость к ней всегда служи­ ли композитору основой для создания его лучших произведений. В этой песне он нашел верные интонации, задушевность мелодии, просто и естест­ венно западающей в сердце. Эта песня, как воспоминание о самом дорогом человеке, лилась светлым напевом. И когда композитор принес ее в Сибирский народный хор, она была сразу подхвачена, принята коллективом. С проникновенной чуткостью к каждому слову, к музыке пела ее женская группа хора. Песню мы послали на конкурс в Министерство культуры РСФСР, где решался вопрос: чем, каким произведением открывать каждый день работы мемориала? А произ­ ведений на конкурс было представлено более ста. Сибирский хор записал эту песню во Всесоюзном радиокомитете на пластинку. Тем временем большая комиссия под председательством Т. Н. Хренникова прослу­ шивала одну за другой созданные в нашей стране песни, посвященные Ленину. Из числа песен, утвержденных жюри, фирма «Мелодия» должна была выпустить к 100-летию Владимира Ильича грампластинку для подарка всем участникам торжест­ венного заседания в Кремлевском Дворце съездов — представителям коммунисті^неских и рабочих партий. Ясным апрельским днем 1970 года я шел по Брюсовскому переулку мимоздания Союза композиторов СССР. Открылись двери, и навстречу мне появилсяТихон Хренников. — Получилась хорошая пластинка, получилась! — обрадованно воскликнул он.— Хороший музыкальный подарок к годОвщине Ленина. Тринадцать песен отобрали — восемь на русском языке и пять на национальных: украинском, казахском, грузинском, белорусском, узбекском. Вас с Андреем я поздравляю от всей д))ши. Ваша «Над Шушей сосны вековые» ни разу не встретила неодобрительного отзыва на заседаниях жюри. Она тоже записана на эту замечательную пластинку. А конкурс в Министерстве культуры РСФСР закончился победой песни «Над Шушей сосны вековые». Ее исполнением каждый день начинает свою работу мемориал «Сибирская ссылка В. И. Ленина в Шушенском». Русская пословица говорит: из песни слова не выбросишь. Да, из хорошей песни не выбросишь ни одного слова. Каждое из них необходимо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2