Сибирские огни, 1985, № 11
Великая и ответственная тема обязывает к бережному отношению ко всему, что связано е именем Ильича. Свою первую песню о вожде я написал с Марианом Ковалем, старейшим компози тором, создавшим ранее цикл песен о Ленине. Это был «Портрет Ильича». , . Песня была напечатана в «Огоньке», в ряде авторских и общих сборников, испол нялась. солистами, но широкого распространения не получила. Приближалось 100-летие со дня рождения Владимира Ильича. Создавался мемориальный комплекс в Ульяновске. В Сибири большие. работы велись в Шушенском, месте ссылки В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Со всей строгой научно-исторической точностью воссоздавался облик Шушенского. Целая улица представала в первозданном виде. В домах, где жили Владимир Ильич и Надежда Константиновна, всё было как в те годы. Население поселка спешило по мочь, кто чем мог, этой работе. А я бродил, уходил в лес, возвращался снова и думал: как в короткой песне, в немногих словах выразить самое дорогое, выразить просто и понятно всем, созвучно великой простоте Ильича? Так родились стихи песни «Над Шушей сосны вековые». Вот они: Н ад Шушей сосны вековые, С аяна снеж ная гряда. Здесь Ильича они впервые Встречали в давние года. Уходит вдаль тропа лесная. Заря над Шушенским горнт... Здесь память вечная лю дская Во всем следы его хранит. * Н а Ж уравлиной горке снова Костры, как в те года, горят, И волны озера Перово О нем друг с другом говорят. І-Ьад Енисеем в дымке синей Гул величавый кедрача... В сердечной песне у России Д уш а живого Ильича. Вернувшись в Новосибирск, я передал стихи Андрею Новикову. Он работал над ними с подлинным вдохновением. Знание народной песни, близость к ней всегда служи ли композитору основой для создания его лучших произведений. В этой песне он нашел верные интонации, задушевность мелодии, просто и естест венно западающей в сердце. Эта песня, как воспоминание о самом дорогом человеке, лилась светлым напевом. И когда композитор принес ее в Сибирский народный хор, она была сразу подхвачена, принята коллективом. С проникновенной чуткостью к каждому слову, к музыке пела ее женская группа хора. Песню мы послали на конкурс в Министерство культуры РСФСР, где решался вопрос: чем, каким произведением открывать каждый день работы мемориала? А произ ведений на конкурс было представлено более ста. Сибирский хор записал эту песню во Всесоюзном радиокомитете на пластинку. Тем временем большая комиссия под председательством Т. Н. Хренникова прослу шивала одну за другой созданные в нашей стране песни, посвященные Ленину. Из числа песен, утвержденных жюри, фирма «Мелодия» должна была выпустить к 100-летию Владимира Ильича грампластинку для подарка всем участникам торжест венного заседания в Кремлевском Дворце съездов — представителям коммунисті^неских и рабочих партий. Ясным апрельским днем 1970 года я шел по Брюсовскому переулку мимоздания Союза композиторов СССР. Открылись двери, и навстречу мне появилсяТихон Хренников. — Получилась хорошая пластинка, получилась! — обрадованно воскликнул он.— Хороший музыкальный подарок к годОвщине Ленина. Тринадцать песен отобрали — восемь на русском языке и пять на национальных: украинском, казахском, грузинском, белорусском, узбекском. Вас с Андреем я поздравляю от всей д))ши. Ваша «Над Шушей сосны вековые» ни разу не встретила неодобрительного отзыва на заседаниях жюри. Она тоже записана на эту замечательную пластинку. А конкурс в Министерстве культуры РСФСР закончился победой песни «Над Шушей сосны вековые». Ее исполнением каждый день начинает свою работу мемориал «Сибирская ссылка В. И. Ленина в Шушенском». Русская пословица говорит: из песни слова не выбросишь. Да, из хорошей песни не выбросишь ни одного слова. Каждое из них необходимо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2