Сибирские огни, 1985, № 11

3. КА К ПИШУТСЯ ПЕСНИ Поэт написал стихи, композитор музыку... Написали. Но не всегда написанное становится песней. Примет ли народ произве­ дение композитора и поэта? Ес.чи этого не произойдет, то ни радио, ни телевидение, ни кино, ни бесконечные повторы профессиональными певцами с эстрадных площадок не помогут такому произведению «выжить», и очень быстро оно будет забыто — при всей огромной ж ажде песен, которая свойственна нашему народу. Николай Васильевич Гоголь писал: «Покажите мне народ, у которого больше было бы песен! Под песни рубятся избы на Руси, справляются свадьбы, провожают рекрутов в солдаты... Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа». Из глубины веков дошли до нас песни, сложенные народом, его талантливыми певцами. Они сохранили великий смысл и красоту потому, что были отражением на­ родной жизни, его дум и чаяний. С первых дней революции зазвучали новые песни, рожденные революционной борьбой. Не всегда находились композиторы для создания мелодии, иногда использо­ вались старые народные напевы, но слова, стихи говорили о героях гражданской войны, о победах Красной Армии, о строительстве новой жизни, и уже зазвучали по всей стране незабываемые «По долинам и по взгорьям» (слова Парфенова, музыкаль­ ная обработка А. В. Александрова), «Как родная меня мать проовожала» (слова Демьяна Бедного,, музыка народная), «Там, вдали, за рекой» (слова Н. Кооля, музыка народная). Пора первых пятилеток, колхозного строительства принесла новые песни, остающи­ еся и ныне в строю. Великая Отечественная война, победа советского народа над германским фашиз­ мом увековечена в народной памяти песнями, достойно отразившими героизм и вели­ чие подвига нашей страны. Навсегда с нами остались песни «Священная война» А. В, Александрова и В. И. Лебедева-Кумача, «Эх, дороги!» А. Г. Новикова и Л . И. Ошанина, «Землянка» К. Н. Листова и А. А. Суркова, «Соловьи» В. П. Соловьева-Седова и А. П, Фатьянова и ряд других, посвященных великой теме. Они разные, эти песни, но в каж ­ дой из них живет время и человек с его высоким подвигом, живой душой. Советскими композиторами создано немало песен о делах и свершениях народа в годы последних пятилеток, о борьбе за мир и дружбу народов. Песни Д. Д . Шоста­ ковича и А. Н. Пахмутовой, В. И. Мурадели и А. П. Долуханяна, А. Г. Новикова и Д. Ф. Тухманова подхвачены народом — достаточно напомнить про «День Победы». Но, надо прямо сказать: таких песен, которым были бы свойственны и гражданскбе звучание, и высокая лирика, пишется все-таки мало. Возьмем героическую стройку века — БАМ. Где хоть одна песня, подобная тем, о которых говорилось выше, песня, которая пелась бы повсюду, как «Священная война» или «Едут новоселы»? Пока нет такой песни! Есть песни-плакаты, песии-призывы про­ фессиональных авторов, есть искренние, непосредственные песни самих строителей, поющиеся под гитару или баян в «балках» и у костров в тайге, но... А где песня, достойная подвига советских геологов, инженеров, рабочих на Тюмен­ ской земле и Томском Севере, подвига, которому страна обязана своим энергетическим могуществом?.. Мне посчастливилось родиться и жить в удивительном крае — в Сибири. Ее героическая и драматическая история, грандиозные преобразования, развернувшиеся здесь с первых лет Советской власти, суровая и прекрасная природа, люди, с которыми я жил рядом и видел их в труде и в веселый час, богатырский размах их дел — все это не м.эгло не волновать, не звать к созданию песен о Сибири советской. А ведь полвека назад, и даж е к началу сороковых годов, таких песен не было. Пели прекрасные, выношенные народом, старинные песни о Сибири каторжной, о Сибири, боровшейся с колчаковщиной и интервентами,— такие, как «Отец мой был природный пахарь», где рассказывалось о гибели девушки от пули белогвардейца. Но Сибирь уже жила первыми пятилетками, Кузбассом, первыми колхозами. Время требовало новых песен! И вот с организацией ансамбля красноармейской песни и пляски СибВО появился профессиональный хоровой коллектив, лаборатория хоровой песни. Мы с композитором А. П. Новиковым начали создавать для него репертуар. Была написана трехчастная хоровая сюита для солистов, хора и 'оркестра. Сюита впервые прозвучала в годовщину

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2