Сибирские огни, 1985, № 11

Оперу композитор закончил через год. Премьера «Ермака» состоялась 23 февраля 1957 года в Новосибирске. Одновременно в Москве опера была показана в концертном исполнении ансамблем Советской оперы ВТО. В первой и второй редакции «Ермак» на сцене Новосибирского театра был испол­ нен при полном зале 57 раз. В 1960 году, во время гастролей Новосибирского театра оперы и балета в Москве, он был показан на сцене Большого театра. Среди слушателей в зале находились И. С. Козловский, главный режиссер Большого Б. А. Покровский, многие выдающиеся певцы, режиссеры, художники. Работа сибиряков дирижера М. А. Бухбиндера, режиссера-постановщика Л. А. Михайлова, художника И. В. Севастьянова, певцов и оркестра — получила высокую оценку слушателей и в печати. «Правда» в те дни писала в статье «Большой театр Сибири»: «В содружестве со старейшим советским композитором А. Касьяновым и новосибирским поэтом В. Пухна- чевым театр создал патриотический спектакль о легендарном русском землепроходце, покорителе Сибири Ермаке». Другая газета писала: «Сибирские пейзажи, картины изображенной тайги и величественного Иртыша, тонкая передача нежной любовной лирики, большие батальные сцены — схватка дру­ жины Ермака с войском Кучума, татарский набег на остяцкое стойбище, последний решительный бой и гибель Ермака — все это нашло полное и сочное выражение в музыке Касьянова». «Ермак» был поставлен и в Горьковском театре оперы и балета. Премьера состоя­ лась в дни работы XXII съезда КПСС. И здесь опера вновь получила высокую оценку. На Всесоюзном смотре оперных те­ атров спектакль был удостоен диплома I степени. Известный музыкальный критик Ин. Попов писал тогда в газете «Советская культура»: «Прежде всего бросается в глаза трактовка композитором народно-хоровых сцен. Широко используются мелодии русских народных песен, композитор драматургически уверенно и свободно оперирует ими. Последнее необходимо всячески подчеркнуть. Вдумчивый отбор фольклорного материала, тонкое ощущение его драматической роли в музыкальной ткЗни целого, бережная любовная и целенаправленная, в соответствии с требованиями сюжета, гармоническая обработка стоят здесь на такой высоте, что заставляют вспомнить некоторые оперы Римского-Корсакова, Чайковского. Такие хоры из «Ермака», как «Собрался народ со большой Руси», песня казаков «Нам бы ватагою по рекам ходить!», хороводно-плясовые сцены из третьей картины оперы, хоры «Казаки — мы братья кровные, братья дружины одной», «По степям широким, по тайге зеленой» доставляют своей яркостью, отточенностью интонаций истинно худо­ жественное наслаждение, и будет жаль, если они, как это нередко случается у нас, пройдут незамеченными руководителями концертных организаций, не войдут в повсе­ дневный репертуар хоровых коллективов». «Ермак» стал одной из самых значительных вех в творческой деятельности А. А. Касьянова. Между тем годы брали свое. Композитор пережил трагедию наступившей из-за простуды глухоты. Но болезнь не сломила мастера: после некоторого перерыва он опять вернулся к творчеству. В преклонном возрасте он создает ряд прекрасных романсов и песен на стихи А, С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, двадцать прелюдий для фортепья­ но, делает обработки русских народных песен. Свое 80-летие композитор отметил большим творческим концертом в Москве. Горячо встреченный большой аудиторией, представителями музыкальной общественности. Союза композиторов СССР, автор пережил счастливые минуты признания. Т. Н. Хренников приветствовал и поздравил его от имени многочисленных поклонников его таланта. В моем архиве — окрло тридцати писем Александра Александровича, полных раздумий о судьбах искусства, о том, что хочется сделать в отведенные судьбой годы. С признательностью вспоминает он о людях, с которыми ему посчастливилось встре­ титься и работать. Последнее письмо от него я получил в конце 1981 года. Незадолго до этого я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2