Сибирские огни, 1985, № 11

зации народной консерватории, музыкального училища, пишет музыку к театральным постановкам. В 1922 году его привлекают к организации первой в нашей стране радиопередачи из Нижегородской радиолаборатории. Касьянов отвечал за музыкальную часть передачи: был дирижером хора и акком­ паниатором. С этих дней и на все последующие годы он прочно связал свою деятельность с Ниж­ ним Новгородом, будущим Горьким. А плоды этой деятельности значительны. Признание заслужили его оперы «Фома Гордеев» и «Степан Разин», кантата «Валерий Чкалов». Тихон Николаевич Хренников в своих выступлениях называл Касьянова певцом земли русской, старейшиной русской советской музыки, создавшим произведения, наполненные эпосом и лирикой, раскрывающие внутреннюю красоту русского человека. Тема «Ермака» была близка Александру Александровичу, всему его складу и направлению творчества. С юношеской увлеченностью приступил маститый композитор к работе над оперой. Получив либретто весной 1956 года, он уже в июле показывал первые фрагменты оперы правлению Союза композиторов в Москве. На прослушивании присутствовали художественные руководители Новосибирского театра оперы и балета. Композитору было дано «добро». Александр Александрович часто писал мне, извещая о том, что уже написано, как получилась та или иная картина, самокритично оценивал сделанное: «Я, конечно, отлично знаю недостатки своего произведения, но без ложной скром­ ности могу сказать, что за музыку моя совесть спокойна, вижу объективно, что му­ зыкальный материал добротный, а кое-где не лишен яркости, выразительности и бес­ спорной самостоятельности!» Поздравляя с наступающим Новым годом, оіь писал; «Поздравляю всей душой, пью за ваше здоровье! Теперь положение таково, что, кажется, можно быть спокойным, что опера у нас с Вами будет. «Графинчик с за­ куской— 30 копеек, с приличной закуской — 40 копеек». Такой коллекционный перл применил Иван Алексеевич Бунин. Если «Ермак» наш и не будет выглядеть перлам, то все же, мне кажется, он ближе к закуске 2-го порядка, нежели первого». Работая над драматургией оперы, композитор нередко на основе материала либ­ ретто домысливал развитие действия, просил дописать арию или речитатив героя, дополнить ту или иную сцену новым хором, дуэтом, что я и делал от всей души, часто советуясь с будущими исполнителями — артистами Новосибирского театра оперы и балета В. П. Аркановым, В. Н. Дикопольской, В. М. Кирсановым. Им, масте­ рам сцены, я был неизменно благодарен за добрые советы и участие. Во время работы над оперой «Ермак» мы сблизились с Александром Александро­ вичем общностью взглядов на искусство и крепко подружились. Очень обаятелен был этот волжский богатырь, влюбленный в Родину, Россию. Высокого роста, широкоплечий, с размеренными движениями могутных рук, с ясным улыбчивым взглядом голубых глаз, он как-то особо, по-русски, носил широкую ухо­ женную бороду и усы и внешне напоминал персонажей картин Васнецова. К началу нашего знакомства было ему около семидесяти лет. Жил он в Горьком вдовцом, окруженный вниманием верноі;о друга — сестры Марии Александровны. В дни работы с коллективом оперы бывал он частым гостем в нашем доме, отда­ вая дань сибирскому хлебосольству. Любил слушать напевы народных сибирских песен от мамы моей. Были они с ней одного возраста и многое вспоминали из давно прошедших времен. Мелодии трех песен, напетых ею, Александр Александрович записал и позднее использовал как основу в своих сочинениях. Как-то поздним вечером, когда мы сидели у него в гостиничном номере, он вспоминал пережитое в молодости: • — Мой дорогой комиссар (так в шутку обращался он ко мне), сколько же лет пролетело и каких! В годы революции мой родноГі брат разошелся со мной во взгля­ дах на происходящее в России. Он увлекся армейской службой с юности, окончил военное училище и, попав в офицерскую касту, ничего не понимал в октябрьских событиях. Не мог и я убедить его, что правда на стороне народа, что дальше так жить нельзя. Он служил у Колчака, и я порвал с ним всякие отношения. Для нашей семьи разрыв был трагедией. Брат и погиб в те годы... Мне же было дорого все, что связывало меня с Волгой, Нижним Новгородом, с моим народом, да в сказалось і; СвЬйіреіи* огпк Л 1 І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2