Сибирские огни, 1985, № 11
зации народной консерватории, музыкального училища, пишет музыку к театральным постановкам. В 1922 году его привлекают к организации первой в нашей стране радиопередачи из Нижегородской радиолаборатории. Касьянов отвечал за музыкальную часть передачи: был дирижером хора и акком паниатором. С этих дней и на все последующие годы он прочно связал свою деятельность с Ниж ним Новгородом, будущим Горьким. А плоды этой деятельности значительны. Признание заслужили его оперы «Фома Гордеев» и «Степан Разин», кантата «Валерий Чкалов». Тихон Николаевич Хренников в своих выступлениях называл Касьянова певцом земли русской, старейшиной русской советской музыки, создавшим произведения, наполненные эпосом и лирикой, раскрывающие внутреннюю красоту русского человека. Тема «Ермака» была близка Александру Александровичу, всему его складу и направлению творчества. С юношеской увлеченностью приступил маститый композитор к работе над оперой. Получив либретто весной 1956 года, он уже в июле показывал первые фрагменты оперы правлению Союза композиторов в Москве. На прослушивании присутствовали художественные руководители Новосибирского театра оперы и балета. Композитору было дано «добро». Александр Александрович часто писал мне, извещая о том, что уже написано, как получилась та или иная картина, самокритично оценивал сделанное: «Я, конечно, отлично знаю недостатки своего произведения, но без ложной скром ности могу сказать, что за музыку моя совесть спокойна, вижу объективно, что му зыкальный материал добротный, а кое-где не лишен яркости, выразительности и бес спорной самостоятельности!» Поздравляя с наступающим Новым годом, оіь писал; «Поздравляю всей душой, пью за ваше здоровье! Теперь положение таково, что, кажется, можно быть спокойным, что опера у нас с Вами будет. «Графинчик с за куской— 30 копеек, с приличной закуской — 40 копеек». Такой коллекционный перл применил Иван Алексеевич Бунин. Если «Ермак» наш и не будет выглядеть перлам, то все же, мне кажется, он ближе к закуске 2-го порядка, нежели первого». Работая над драматургией оперы, композитор нередко на основе материала либ ретто домысливал развитие действия, просил дописать арию или речитатив героя, дополнить ту или иную сцену новым хором, дуэтом, что я и делал от всей души, часто советуясь с будущими исполнителями — артистами Новосибирского театра оперы и балета В. П. Аркановым, В. Н. Дикопольской, В. М. Кирсановым. Им, масте рам сцены, я был неизменно благодарен за добрые советы и участие. Во время работы над оперой «Ермак» мы сблизились с Александром Александро вичем общностью взглядов на искусство и крепко подружились. Очень обаятелен был этот волжский богатырь, влюбленный в Родину, Россию. Высокого роста, широкоплечий, с размеренными движениями могутных рук, с ясным улыбчивым взглядом голубых глаз, он как-то особо, по-русски, носил широкую ухо женную бороду и усы и внешне напоминал персонажей картин Васнецова. К началу нашего знакомства было ему около семидесяти лет. Жил он в Горьком вдовцом, окруженный вниманием верноі;о друга — сестры Марии Александровны. В дни работы с коллективом оперы бывал он частым гостем в нашем доме, отда вая дань сибирскому хлебосольству. Любил слушать напевы народных сибирских песен от мамы моей. Были они с ней одного возраста и многое вспоминали из давно прошедших времен. Мелодии трех песен, напетых ею, Александр Александрович записал и позднее использовал как основу в своих сочинениях. Как-то поздним вечером, когда мы сидели у него в гостиничном номере, он вспоминал пережитое в молодости: • — Мой дорогой комиссар (так в шутку обращался он ко мне), сколько же лет пролетело и каких! В годы революции мой родноГі брат разошелся со мной во взгля дах на происходящее в России. Он увлекся армейской службой с юности, окончил военное училище и, попав в офицерскую касту, ничего не понимал в октябрьских событиях. Не мог и я убедить его, что правда на стороне народа, что дальше так жить нельзя. Он служил у Колчака, и я порвал с ним всякие отношения. Для нашей семьи разрыв был трагедией. Брат и погиб в те годы... Мне же было дорого все, что связывало меня с Волгой, Нижним Новгородом, с моим народом, да в сказалось і; СвЬйіреіи* огпк Л 1 І
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2