Сибирские огни, 1985, № 11
народа, который, по словам А. М. Горького, «на свой страх и риск, прошел и освоил Сибирь». К 1956 году либретто оперы было закончено. На художественной совете Новоси бирского театра оперы и балета оно получило высокую оценку. Комитет, по делам искусств СССР, приняв его, предложил написать музыку старейшему композитору России Александру Александровичу Касьянову. Вскоре композитор прислал мне короткое, но темпераментное письмо из г. Горь кого, где постоянно проживал: «...Признаюсь, я никогда в своей жизни не видел более либреттного либретто опе ры! Здесь все поется! Берусь за работу». Т ак началось мое, пока еще заочное, знакомство с одним из ярких представителей музыкальной России. Александр Александрович Касьянов вырос в среде прогрессивных людей, являв ших собой цвет русской культуры. Отец будущего композитора Александр Егорович происходил из крестьян, был одарен способностями и настойчивостью. Он сумел поступить в Московскую Петровско- Разумовскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию, закончил ее, а затем Лесной институт в Киеве. Широко образованный человек, энергичный и инициативный, он был демократом по убеждениям. В должности ' председателя Земской управы Макарьевского уезда Нижегородской губернии Александр Егорович многое сделал для строительства- школ и больниц, устройства дорог. К нему тянулись люди самых разных слоев, что возбудило у губернатора Хвосто ва крутую неприязнь. Она была взаимной. Мать композитора Н адежда Васильевна владела несколькими языками, хорошо знала музыку, играла на фортепьяно. В атмосфере трудолюбия, любви к поэзии и му зыке рос юный Касьянов. Мальчику с ранних лет полюбилась могучая русская природа, широкая Волга и песни, звучавшие над ней. ' С переездом семьи Касьяновых в Нижний Новгород перед мальчиком раскрылись новые горизонты. В городе активно работало отделение русского музыкального об щества, созданное Н. Г. Рубинштейном. В концертах и оперных спектаклях здесь вы ступали Ф. И. Шаляпин, М. И. Фигнер, Л . В. Собинов и друь'ие корифеи русской оперной сцены. В Нижнем гастролировали и зарубежные музыканты — И. Гофман, П. Сарасате... Мать старалась знакомить сына со всем этим богатством. К тому време ни он поступил в музыкальную школу. Юность А. Касьянова была освещена знакомством с М. А. Балакиревым и С. М. Ляпуновым (родственником по матери). Они помогли юноше определить жиз ненный путь и по окончании гимназии рекомендовали его на учебу в Петербургскую консерваторию. Но в Петербурге он поступает на юридический факультет и только позднее ■—в кон серваторию. Постоянная поддержка и помощь М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова расширяют его музыкальный кругозор, заставляют все настойчивее заниматься музыкой. Старшие друзья вводят его в круг семьи Д . В. Стасова, где он общается с Ф. И. Шаляпиным и И. Е. Репиным, А. Ф. Кони и Н. А. Морозовым, К. И. Чуковским и Б. В. Асафьевым... В 1911 году он был принят в Петербургскую консерваторию комиссией с участием А. К. Глазунова. Закончил ее Касьянов в 1917 году. Были перерывы по болезни и лечению, но все эти годы юноша ощущал заботливую руку А. К. Глазунова. Весной 1917 года в связи с окончанием консерватории директор ее и старший друг начинаю щего композитора А. К. Глазунов подарил ему свой портрет с надписью: «Талантли вому музыканту, пытливо добивающемуся путей к достижению идеалов в искусстве, | симпатичному Александру Александровичу Касьянову на добрую память от искренне расположенного к нему А. Глазунова». В 1918 году, вернувшись в родной Нижний .Новгород,„Касьятев сразу; включается в бурную обществен!^,ую жизнь грродд:, срзда^г ^ц.икд,,песед,р рабочем классе, участ вует в бесчисленных лекциях-концертах, приніьм^^т .^^ѳпдереде.твенкре учасдце в органи- 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2