Сибирские огни, 1985, № 11
Разговор перешел к Тоболь>ску. — У меня с ним,— рассказывала Вера Николаевна,— много связано по отцу, как и с Томском. Думаю, главное у Тобольска впереди. Корни у него крепкие, сибирские, да и земля здесь полна будущих открытий. Недаром отсюда начинали свой путь , .столько великих — Усов, Обручев, Крылов, Сапожников. Им, как и наследникам их, открывать и открывать Сибирь. Однажды Вера Николаевна показала мне свои фотоальбомы. Удивительное это было собрание! Вот она с Любовью Дмитриевной Менделеевой, вот фотография венчания четы Поповых. Вера Николаевна, как шаферица, несет корону невесты Александра Попова. Вот он сам, великий гений России, подаривший миру радио. ^ Встав из-за стола, Вера Николаевна подвела меня к портрету на стене; — Вы, я вижу, не раз взглядывали на него... Да-да, это портрет Дмитрия Ива новича Менделеева. Создание его связано с романтической историей. В пятьдесят три года Дмитрий Иванович влюбился в казачку, художницу, жившую в го время в Пе тербурге. Она была гораздо моложе его и отказала, когда он -предложил ей выйти за него замуж. Дмитрий Иванович затосковал, ему трудно работалось. И вот тогда группа ученых, друзей Менделеева, обратилась к девушке с великой просьбой спасти для русской науки Менделеева. В конце концов своеобразное сватовство ученых по действовало. Менделеевы были счастливы, несмотря на разницу в годах. А этот портрет был подарен мне самим автором — молодой женой Дмитрия Ива новича. Храню его как признательную память о великом ученом и друге нашей семьи. — Мне удивительно повезло в жизни на встречи и общение с выдающимися и интересными людьми,— продолжала Вера Николаевна.— Но самое незабываемое для м ен я — это работа с Надеждой Константиновной Крупской в Главполитпросвете. Какой это был прекрасный человек!.. Когда меня спрашивают на встречах, что такое советский образ жизни, я неизменно отвечаю: «Образ жизни семьи Уль»яновых- Лениных». ...Как-то на квартире Николая Федоровича Бабушкина, профессора Томского го сударственного университета, у которого я жил во время работы над поэмой, раздался звонок. Я взял трубку и услышал взволнованный голос Веры Николаевны; • — Василий Михайлович! У нас большая радость. Приходите скорее! Вскоре я был у Веры Николаевны в кабинете. — Нет, вы только подумайте! Такая неожиданность! — заговорила она, подзывая меня к своему столу.— Смотрите! Невероятно, но нашлись! И она указала мне на лежавший на столе фолиант и вторую книгу, поменьше, но такую же древнюю. — Ведь это наши дорогие потерянные «Сибирская книга записная» и «Четверо евангелие»! Тридцать четыре года они считались безвозвратно утраченными, и вот они! Помните, я рассказывала вам, как белыми был разграблен Тобольский собор и похищены эти книги. И вот недавно аспирант Томского университета, работая в ар хивах, натолкнулся на ящики с книгами. Оказалось, разбитые 5-й Красной Армией под Томском белые части, побросав обозы с награбленным, бежали «налегке» на Восток, к своей бесславной гибели. Ящики с книгами попали в разные ведомства и не подвергались тщательному разбору. А теперь они снова у нас. Как новорожденные! Я даже дала телеграмму в Москву, в Академию наук о счастливой находке... Любуй тесь. изучайте! Я с неменьшим волнением листал страницы знаменитых книг, смотрел на эти ре ликвии русской культуры и на сияющую счастьем Веру Николаевну, живую храни тельницу сокровищ человеческой мысли в бессмертных книгах. '^Александр Александрович КАСЬЯНОВ В декабрьском номере журнала «Сибирские огни» за 1956 год было напечатано либретто оперы «Ермак». Оно было написано мною по драматизированной одноимен ной поэме. Во время работы над ней я постоянно чувствовал поддержку работников обкома партии и .горячую занятереоодаийрсгь^руководсгва Нааосибирского театра оперы..и бас лета. Театральный коллектив хотел создать оперу о героическом подвиге-русонов*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2