Сибирские огни, 1985, № 11

Навстречу мне поднялся голубоглазый, белокурый, широкоплечий человек с тремя шпалами в петлицах. — Проходите, садитесь, товарищ курсант Пухначев,— произнес он с мягким бело­ русским акцентом.— Полковой комиссар Иосиф Иванович Лукьянович. Просматривал я ваше дело. Вы политпросветчик. У меня убывает в запас ваш предшественник-одно­ годичник, мой секретарь. Думаю вас взять секретарем.. Общую подготовку будете проходить в роте, а здесь — вести небольшое делопроизводство, переписку. В связи с этим ваше служебное расписание и режим будут разнообразнее и свободнее, чем у других бойцов. Так началась моя двойная работа. Энергии и сил .Хватало. Надо было успевать и по строевой подготовке, и в изучении уставов, и в познании материальной части,— а был я во взводе пулеметчиков. С первых же стрельб мне удалось метко . стрелять из «максима»: пригодилась юношеская охотничья страсть! С детства отец — сам страстный охотник — приучил меня к походам по рекам и озерам, по колкам, обучил владеть лодкой и ружьем. Иосиф Иванович был образцом комиссара Красной Армии, душой полка. Сын белорусского крестьянина-батрака, он начал свою трудовую жизнь пастушонком у помещика. В 1912 году уехал в Ригу, работал погоншиком лошадей, потом был ра­ бочим на трубочном заводе в Петрограде, электромонтером в трамвайном' парке. В первые послереволюционные годы трудился в Николаеве на заводе «Неваль». Отсюда ушел добровольцем в Красную Армию, в 1920 году вступил в Коммунистическую партию. Словом, это был путь рабочего, солдата, политработника'революции. Удивительно в нем сочетались несгибаемый характер и душевная мягкость, тре­ бовательность и умение убеждать. Как-то вечером я занимался его перепиской, ответами на письма родителей солдат, на шефские послания. В комнату заглянул комиссар. * — Пишут? Это хорошо быть связанным с людьми. Он присел. — Как вы думаете, если мы обратимся к одногодичникам с предложением принять участие в ликвидации неграмотности красноармейцев? (Тогда, в начале тридцатых го­ дов, неграмотных среди новобранцев было довольно много.) Вы ведь педагог и полит­ просветчик. Покажите пример, подберем вам группу человек двадцать для ликбеза. А за вами последуют и другие одногодичники. Действительно, мою инициативу подхватили многие курсанты. Сам же я научил читать и писать восемнадцать красноармейцев, за что даж е был отмечен в приказе по полку. В роте мы подружились с Вячеславом Бавыкиным и Александром Борисовым. Бавыкин хорошо рисовал, а Борисов четко писал печатными буквами. Нам пришла мысль организовать полковую стенную газету. Об этом я рассказал начальнику полко­ вого клуба Семену Рудых. Душа клубной работы, он организовал.при клубе оркестр народных инструментов, хоровой и драматический кружки, в которых активно участ­ вовали жены командиров полка. Рудых сразу ухватился за нашу идею: — Доложим комиссару! , Иосиф Иванович выслушал наши предложения и развил их так: — Маленьких печатных машин у нас пока нет. В клубе стенная газета будет не для всех. А что если нам попробовать выпускать ее на стеклографе, массовым тиражом? А? И мы принялись за освоение стеклографической техники. Семен Рудых стал ре­ дактором газеты '(назвали мы ее «На страже»), я — выпускающим, а Бавыкин и Бори­ сов рисовали и переписывали материалы, которые довольно скоро стали поступать из подразделений пож а. Иногда мы засиживались допоздна: газета должна выходить каждый день! А мы исправно вставали в шесть утра и занимались учебой. Весть о нашей газете дошла до комиссара дивизии, а оттуда — в Приморский корпус и в политуправление ОКДВА. И вот однажды мы прочли в армейской газете «Тревога» приказ командарма Особой Дальневосточной № 322, запомнившийся мне ДОСЙОВЙО;,..;:; 'л К С . В і . .. ,■ .ь ■ . вн «Отметить инкциаіявіу-чС5^сайіЬ0ёчмйоі%й»чт«(*49іБ-й) стрел'йвйг'о пол- •’ ■ '* уи-ььто В€ (гп.рг.оЛ анто^п кворо.' > .и.ѵэаэч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2