Сибирские огни, 1985, № 11
согласованы с ЦК партии. В результате честной дискуссии не получилось... И еще о воспитательной работе. Особен но на сеЛе. Я уже приводил вам как-то высказывание одного из умнейших российских земледель- » цев — Энгельгардта; «Не тот пахарь, кото- Г рый хорошо пашет, а тот пахарь, который любуется своей пахотой». Действительно, пахать многие хорошо могут, а любоваться не всякий способен. Это не только к работе на зе.мле относится. Еще в ■большей мере, думается мне, это должно относиться к ра боте с людьми, к труду тех, для кого ра бота с людьми есть профессия. Я хорошо помню, как в 1935 году ехали мы на второй съезд колхозников-ударников. От Челябинской области — в состав ее входила и теперешняя Курганская — вы брано было 37 человек. Дали нам хороший плацкартный вагон и приставили к нам для проведения в дороге культурно-массовых мероприятий паренька, заведующего клубом Челябинского тракторного завода. Невзрач ный паренек, одет, сказать, нешикарно, но что же он с нами сделал за эту поездку! Нам было дано право после десяти вечера занимать вагон-ресторан. Поднимали стоЛы, и ресторан делался клубом. Люди были разные, мало знакомые между собой — он сроднил нас! Он мог и слово сказать — и задушевное, веселое, и политическое, и на гармошке сыграть, и сплясать, и Что хо- ' чешь. Как пойдет он с молодыми в том вагоне плясать, так и пожилые не выдер живают, сидят, а плечи у них так и ходят. Когда расставались в Челябинске по воз вращении со съезда с нашим клубачом, жалко было, все, благодаря ему, чувствова ли себя родными. Вот и думается мне, что таких людей надо бы сейчас намного больше, чем их есть. Таких людей, по моему мнению, обязаны мы разыскивать среди народа, где бы они ни были: в поле или на заводе, в учебном заведении или учреждении, и направить для непосредственной работы с молодежью. Не пожалеть на это дело государственных средств и государственной заботы. Молодых людей на цель жизни настраи вать надо. А без восЬитания настоящих воспитателей это делать трудно. Отбирать самых способных и сильных, чтобы человек перед ними таял. Учить их по всем прави лам искусства общения с массой. Заинте ресовать благороднейшей из задач; посред ством живого слова переделывать человека. Внушить, как много для этого требуется ума и мастерства, научить не просто хоро шо пахать на ниве воспитанйя, но любо ваться своей пахотой. Нелегко, видимо, заинтересовать этой пахотой самых сильных и достойных сейчас, пока она не поднята на щит. Но ведь и в трактористы не стремились, пока тракторов не было. Писарев справедливо говорил, что, если будет побудительная причина, народ всему, что ему надо, научится, за все, за что надо, возьмется. Но для этого необхо димо усиливать спрос на мыслящих людей там, где вы хотите, чтобы их пришло боль ше и быстрее. Конечно, не всякому дано воспитывать других. Ъут особенно велика роль учителей, прежде! всего на селе; Н о ѳпяі!ь-жв( « учиг тель должен быть таконрекоторшй. во всей является образцом для других. А ведь не секрет, что некоторые учителя сами пьют, курят, ругаются... Д а, руководить людьми стало сложнее. Одними строгостями тут ничего не д о б ьет ся, не сделаешь. Необходимо, чтобы самого руководителя люди уважали и и з^ а этого его, шаться, не выполнить указания. уважения стеснялись бы обидеть ослу- Надо перестраивать и наши средства про паганды, печати. Надо, чтобы народ наш пел! А то ведь не стало у нас новых народных песен, народ ной музыки, передаваемых по радио, по телевидению, на пластинках. Тут к поэтам надо предъявить большой счет. Что-то не слышно стало о композиторах типа Захаро ва, о поэтах-песенниках типа Исаковского. В школах наших надо учить ребят песням правильным, хорошей музыке, на родной, прежде всего. А возьмите моду. И ее нельзя пускать на самотек. Мода всегда была модой, но она не выходила из разумных пределов. Я, на пример, не могу спокойно смотреть на жен щину в брюках. А что может быть хуже курящей женщины? И тем более — пьющей? А так называемые волосатики. Разве это мода? Это вульгарное извращение моды. Современным сверхмодницам надо бы напомнить, что даже на войне девушки име ли свою форму одежды, отличную от муж ской. А в конечном-то счете, все отклонения от разумного ведут к потере чувства стыдли вости, скромности, материнства. Нам надо бы хорошо продумать и ввести форму школьника, студента. Подумать и о красивой удобной одежде для сельских жителей. Хорошо бы научиться создавать такие фильмы, с большим количеством действу ющих лиц. В'которых умно и умело показы вать, как прививается и развивается такое зло, как пьянство, всякие другие отклонения от жизненных норм. И как правильно бо роться с этим злом. Трудно переоценить тут роль и нашей печати. Она в первую очередь должна бо роться за то, чтобы на селе поднять на должную высоту культурно-просветитель ную работу. Помочь заинтересовать людей умными лекциями, наиболее удачные цели ком публиковать в газетах. Хорошо бы иметь приложения к газетам и журналам, ш кото^рыx главное внимание уделять мораль ной стороне нашей жизни, воспитанию лю дей. Не мешало бы раз в неделю, скажем, во всех газетах одну страницу отводить сатире и юмору, где умело бичевать,. вы ставлять, так сказать, на всеобщее осуж дение наши главные недостатки в работе по воспитанию. В свое время для селян издавался сати рический журнал «Лапоть». Он играл большую воспитательную роль. Д ля сель ского читателя и сейчас необходим такой журнал. Терентий Семенович приоткрыл один из книжных шкафов, достал книгу, передал мне. Так мы снова вернулись к разговору о пьянстве, — Когда еще разговор начинался... Книга эта — стенографический отчет XXI съеяда. пархиьЬ. В отчетном докладе говорилось! о необхо- * ИЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2