Сибирские огни, 1985, № 11
Думается мне, что занятия в школе надо бы начинать с октября и заканчивать к маю. а сентябрь и май сделать для школь ников месяцами рабочими. Могут возра зить: и сейчас почти все школьники осенью помогают в уборке урожая, и весной — тоже работают. Это гак, но... Надо ж е чест но признать, что школьники не очень любят постоянные мобилизации на картошку, на свеклу... А надо-то ввести бы все это в Школьные программы вместо уроков труда. И не только на селе, но и в городе, где ученики должны, скажем, два месяца тру диться на каком-то предприятии, выполнять школьную программу. Тогда ведь каждого школьника к этой работе заранее готовили бы родители: запасли нужную одежду и обувь. Да и сами ребята морально, что ли, будут готовы к программному занятию, значит, и настрой у них будет иной. « Особое внимание в школе надо уделять привитию школьникам таких понятий, как благородство, честность и порядочность. Всеми возможными средствами настраивать против пьянства. И в связи с этим надо как можно больше издавать литературы нраво учительной. Я не знаю, как смотрят министерства народного образования, изь^ательства на то, что у нас нет в достатке литературы, по которой могло бы уму-разуму учиться наше молодое поколение. Я просто удивляюсь, почему она мало издается, когда в ней имеется такая потребность» Ведь днем с огнем не найдет не только студент или школьник труды таких умных педагогов, как Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Добролюбов и другие, но и учителя, пре подаватели. Почему бы не издавать их в таком количестве, чтобы они были не толь ко у каждого учителя, но и у студента. Надо издавать большими тиражами умные и полезные сборники афоризмов. Вспомни те, какое значение придавал им В. И. Л е нин. Надо сделать так, чтобы эти книги были доступны каждому из учителей и препода вателей, любому школьнику и студенту. И одновременно как можно сильнее сократить выпуск книг о ворах и бандитах. Вместе с тем надо, чтобы были унас и новые Макаренко и Сухомлинские, а если сйьи есть, в чем я не сомневаюсь,то пусть они пишут и издают свои полезные труды. Пока что у нас, как мне кажется, очень м:юго издается пустых и малозначительных книг. Повторяю; надо выпускать как можно больше таких книг, которые помогали бы воспитанию нового человека. Разумеется, они должны быть увлекательно написаны, интересны человеку любого возрастй. А у ребятишек через книги надо воспитывать любовь к природе, уважительное отноше ние ко всему живому. Мы ведь довольно часто произносим слово — Родина! А какая Родина дороже человеку: разоренная самим же неловком или цветущая? Все это в равной степени относится и к юношеству, и к молодым людям, начавшим свой путь на производстве, в науке. Всем нам надо любить природу, познавать, изу чать ее законы. ‘ Природа не терпит самоуверенных работ ников. Поэтому надо всеми силами моло дого ума постигать ее закойыьивумеь^ь пользаватьсяігі^рда вьг :;.слышчгееэюггмагу- ществе человека, который способен повора чивать реки вспять, не принимайте это бук вально. Пустить реку вспять можно лишь изменив уклон движения воды. Человек способен изменить уклон, но не закон, со гласно которому вода течет всегда по на клонной плоскости. Кто посвящает себя науке, тот должен воспитывать в себе особые качества. Один из любимых моих русских критиков, моло дой человек блистательного и строгого ума Д . И. Писарев, говорил, что готовых убеж дений нельзя ни выпросить у добрых зна комых, ни, купить в книжной лавке. И люди, и книги, говорил он, могут быть только материалом, над которым упражняется ва ша пробудившаяся мысль. Он размышляли над условиями, при которых такие упраж нения полезны. Со своей стороны скажу, хоть это и не ново, об одном самом главном инструменте, пользованию которым ■надо учить, дабы упражения опять же были по лезными. Я уже рассказывал вам о совете одного академика, данном мне в 1935 году, об изу чении марксистской философии. Считаю, что он дал мне хороший совет, хорошее направление. После этого ходил я по полям пешком и читал. На ходу, в полях, мне казалось, лучше усваивается. Начал с «Материализ ма и эмпириокритициз.ма» Ленина. Прочи тал эту книгу раз, два, но мало понял. Потом прочитал популярное изложение этой книги, узнал, с чем и с кем Владимир Ильич, когда писал, имел дело. После этого снова взялся за ту же книгу. Постепенно глаза стали раскрываться. До этого кого ни прочитаю, тот мне и кажется правым, хотя бы авторы и не были согласны друг с дру гом. Постепенно это стало проходить. Так зарождалась во мне способность собствен, ного суждения. Она как раз помогла поста вить те вопросы, в нахожеднии ответа на которые я вижу главный результат своей срзнательной жизни. Я на собственном опыте испытал, какое наслаждение чувствовать в себе, воспитан ном в умственных трудах, способность диа лектически мыслить, иметь на все собст венный взгляд, к каким результатам это тебя приводит. Необходимо помнить еще вот что: паде ние всякого человека, а ученого в особен ности, начинается тогда, когда он прини мается за то, что один философ называл «приспособлением истины к безопасности». А также добавлю, приспособление истины к плодам умозрительных построений своих или. чужих. Я бы привел здесь в качестве примера случай с посевами озимых по стерне, рекомендованных Лысенко, и фо тографирование его помощником лишь ма лого участка удавшегося посева. «Такие вот,— сказал я тогда Лысенко,— и помога ют вам держаться ложных идей». Чтобы было как можно меньше подобных случаев, необходимо почаще в печати устра ивать свободные дискуссии по спорным воп росам и проблемам. Пусть каждый сво бодно выскажет свой взгляд на проблему, но в товарищеской форме. Вспомните, как случилось в 1948 году на сессии ВАСХНИЛ. По. вопросам, генетики и другим ь^ачалась и шігя ■норьі.алннав .дИскусояЯі пошааЛысенко но:'обвявйл4двто/шсёсшложвнияявга)п.доклада
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2