Сибирские огни, 1985, № 11

Думается мне, что занятия в школе надо бы начинать с октября и заканчивать к маю. а сентябрь и май сделать для школь­ ников месяцами рабочими. Могут возра­ зить: и сейчас почти все школьники осенью помогают в уборке урожая, и весной — тоже работают. Это гак, но... Надо ж е чест­ но признать, что школьники не очень любят постоянные мобилизации на картошку, на свеклу... А надо-то ввести бы все это в Школьные программы вместо уроков труда. И не только на селе, но и в городе, где ученики должны, скажем, два месяца тру­ диться на каком-то предприятии, выполнять школьную программу. Тогда ведь каждого школьника к этой работе заранее готовили бы родители: запасли нужную одежду и обувь. Да и сами ребята морально, что ли, будут готовы к программному занятию, значит, и настрой у них будет иной. « Особое внимание в школе надо уделять привитию школьникам таких понятий, как благородство, честность и порядочность. Всеми возможными средствами настраивать против пьянства. И в связи с этим надо как можно больше издавать литературы нраво­ учительной. Я не знаю, как смотрят министерства народного образования, изь^ательства на то, что у нас нет в достатке литературы, по которой могло бы уму-разуму учиться наше молодое поколение. Я просто удивляюсь, почему она мало издается, когда в ней имеется такая потребность» Ведь днем с огнем не найдет не только студент или школьник труды таких умных педагогов, как Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Добролюбов и другие, но и учителя, пре­ подаватели. Почему бы не издавать их в таком количестве, чтобы они были не толь­ ко у каждого учителя, но и у студента. Надо издавать большими тиражами умные и полезные сборники афоризмов. Вспомни­ те, какое значение придавал им В. И. Л е­ нин. Надо сделать так, чтобы эти книги были доступны каждому из учителей и препода­ вателей, любому школьнику и студенту. И одновременно как можно сильнее сократить выпуск книг о ворах и бандитах. Вместе с тем надо, чтобы были унас и новые Макаренко и Сухомлинские, а если сйьи есть, в чем я не сомневаюсь,то пусть они пишут и издают свои полезные труды. Пока что у нас, как мне кажется, очень м:юго издается пустых и малозначительных книг. Повторяю; надо выпускать как можно больше таких книг, которые помогали бы воспитанию нового человека. Разумеется, они должны быть увлекательно написаны, интересны человеку любого возрастй. А у ребятишек через книги надо воспитывать любовь к природе, уважительное отноше­ ние ко всему живому. Мы ведь довольно часто произносим слово — Родина! А какая Родина дороже человеку: разоренная самим же неловком или цветущая? Все это в равной степени относится и к юношеству, и к молодым людям, начавшим свой путь на производстве, в науке. Всем нам надо любить природу, познавать, изу­ чать ее законы. ‘ Природа не терпит самоуверенных работ­ ников. Поэтому надо всеми силами моло­ дого ума постигать ее закойыьивумеь^ь пользаватьсяігі^рда вьг :;.слышчгееэюггмагу- ществе человека, который способен повора­ чивать реки вспять, не принимайте это бук­ вально. Пустить реку вспять можно лишь изменив уклон движения воды. Человек способен изменить уклон, но не закон, со­ гласно которому вода течет всегда по на­ клонной плоскости. Кто посвящает себя науке, тот должен воспитывать в себе особые качества. Один из любимых моих русских критиков, моло­ дой человек блистательного и строгого ума Д . И. Писарев, говорил, что готовых убеж­ дений нельзя ни выпросить у добрых зна­ комых, ни, купить в книжной лавке. И люди, и книги, говорил он, могут быть только материалом, над которым упражняется ва­ ша пробудившаяся мысль. Он размышляли над условиями, при которых такие упраж ­ нения полезны. Со своей стороны скажу, хоть это и не ново, об одном самом главном инструменте, пользованию которым ■надо учить, дабы упражения опять же были по­ лезными. Я уже рассказывал вам о совете одного академика, данном мне в 1935 году, об изу­ чении марксистской философии. Считаю, что он дал мне хороший совет, хорошее направление. После этого ходил я по полям пешком и читал. На ходу, в полях, мне казалось, лучше усваивается. Начал с «Материализ­ ма и эмпириокритициз.ма» Ленина. Прочи­ тал эту книгу раз, два, но мало понял. Потом прочитал популярное изложение этой книги, узнал, с чем и с кем Владимир Ильич, когда писал, имел дело. После этого снова взялся за ту же книгу. Постепенно глаза стали раскрываться. До этого кого ни прочитаю, тот мне и кажется правым, хотя бы авторы и не были согласны друг с дру­ гом. Постепенно это стало проходить. Так зарождалась во мне способность собствен, ного суждения. Она как раз помогла поста­ вить те вопросы, в нахожеднии ответа на которые я вижу главный результат своей срзнательной жизни. Я на собственном опыте испытал, какое наслаждение чувствовать в себе, воспитан­ ном в умственных трудах, способность диа­ лектически мыслить, иметь на все собст­ венный взгляд, к каким результатам это тебя приводит. Необходимо помнить еще вот что: паде­ ние всякого человека, а ученого в особен­ ности, начинается тогда, когда он прини­ мается за то, что один философ называл «приспособлением истины к безопасности». А также добавлю, приспособление истины к плодам умозрительных построений своих или. чужих. Я бы привел здесь в качестве примера случай с посевами озимых по стерне, рекомендованных Лысенко, и фо­ тографирование его помощником лишь ма­ лого участка удавшегося посева. «Такие вот,— сказал я тогда Лысенко,— и помога­ ют вам держаться ложных идей». Чтобы было как можно меньше подобных случаев, необходимо почаще в печати устра­ ивать свободные дискуссии по спорным воп­ росам и проблемам. Пусть каждый сво­ бодно выскажет свой взгляд на проблему, но в товарищеской форме. Вспомните, как случилось в 1948 году на сессии ВАСХНИЛ. По. вопросам, генетики и другим ь^ачалась и шігя ■норьі.алннав .дИскусояЯі пошааЛысенко но:'обвявйл4двто/шсёсшложвнияявга)п.доклада

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2