Сибирские огни, 1985, № 11

Леонид Иванов слово М А Л Ь Ц Е к 90-летию со дня рождения Т. С . Мальцева Дважды Герой Социалистического Труда, почетный академик ВАСХНИЛа Терентий Семенович Мальцев широко известен в на­ шей стране и за ее рубежами. Имя Мальце­ ва неотделимо от колхозного строительства в нашей стране. Мальцев всегда был и оста­ ется верным помощником тружеников земли. Он сформировал новую агротехнику об­ работки почвы и посева, в основе кото­ рой — безотвальная пахота, которая теперь успешно осуществляется в Сибири и Север­ ном Казахстане. Труженики деревни давно присвоили Мальцеву самое почетно^ зва­ ние— колхозный ученый! Много раз мне доводилось встречаться с Терентием Семеновичем, беседовать с ним. Агрономические заслуги Мальцева все­ народно известны. Куда меньше знают на­ родного академика как страстного и непри­ миримого пропагандиста советского. образа жизни, норм высокой нравственности. Об этом мне и хотелось сказать свое слово. Недавняя встреча с Терентием Семено­ вичем произошла в мае 1985 года, вскоре после опубликования в печати постановле­ ния ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Терентий Ь^іеменович заметно возбужден. Первый вопрос его: — Читали постановление?.. Наконец-то принят документ, который по-серьезному может помочь в борьбе с пьянством. Но усилия тут нужны большие, запущена у нас эта болезнь, сильно запущена. Мы создаем, и весьма успешно, эконо­ мическую базу коммунизма. Это, конечно, _хорошо. Но готовы ли люди должным обра- ' зом к этому?.. Бытие определяет сознание — это мы хорошо усвоили, но... Кто ближе к к о м м у н и з м у т о т , кто получает 100 руб­ лей, или тот, кто 300—400? Было время, когда труженики деревни зарабатьгеали за свой труд мало. В этих условиях чуть при­ бавят заработок за что-то, люди много лучше стараются работать. Теперь всем почти платят хорошо, но лучше ли мы ра­ ботаем? Общество «Знание» гордится; ежегодно по его линии читаются миллионы лекций по различным вопросам. А отдача?.. Раньше нам думалось: темнота, люди малограмотные или вовсе неграмотные, потому трудно их и воспитывать. А теперь видим, что и темных нет, и не просто гра­ мотных, но и хорошо образованных очень много, а воспитывать их еще труднее и еще нужнее. Все эти вопросы не могут не беспокоить членов нашего общества. И, естественно, в первую очередь наша забота о подраста­ ющем поколении, о молодежи. Невольно возникает вопрос: «Неужели нельзя развернуть воспитательную работу в школе так, чтобы правильно растить но­ вое поколение?» Правильно ли мы делали, когда в школе ребятишек учили в основном грамоте, а вот любовь к труду плохо прививали? Правда, в последнее* время в этом деле кое-что исправляется. И на селе при шко­ лах появились участки земли, ребятишек приучают к технике. Это, конечно, хорошо. Но и тут работы непочатый край. Надо как- то умело донести до сознания школьника, что означает труд для народа, для госу­ дарства. Прививать понятие ценности тру­ да, вложенного в вещи, бережливость к вещи, к машине. Ведь теперь многие девуш­ ки наложить малой заплаточки не умеют и потому нередко почти новую вещь без­ жалостно выбрасывают. А ведь нам очень нужна бережливость во всяком человеке, через бережливость и любовь к труду при­ вивается, сам труд ценится. Почему урожай картошки и овощей на колхозном поле в два-три раза хуже, чем на огороде колхозника?.. Отношение к ра­ боте различное, на артельном поле при уборке много клубней остается в земле. Это результат плохого воспитания береж­ ливости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2