Сибирские огни, 1985, № 11
человеческие, сущность взаимоотношений людей в процессе производства — их про изводственные отношения. Это незримые ведомственные заборы, необдуманно, без загляда в социальные последствия наго- ч роженные в северных районах Западно- Р Сибирского нефтегазового комплекса. ' Без примеров неинтересно. Пример — это наглядное пособие для желающего что-либо познать. Страшен человек, от которого что-то зависит, который может что-то ре-' шить, все видит, но поступает вопреки виденному и слышанному. Не счесть вреда от таких стратегов. Не видеть примеры нельзя, но на них можно не обращать вни мания и это очень нехорошо, прямо скажем, плохо это. В аэропорту стоят два легковых автомо биля — встречают своих начальников. Один автомобиль исполкомовский, а другой трестовский. Сейчас шоферы встретят своих шефов и отвезут их на одну и ту же улицу, только в соседние здания. Дорога одна, ма шины одинаковые, класс водителей одина ков. Но у одного коэффициент к зарплате полтора, а у другого один й семь. Несчаст ная машина у первого — за год сменилось три водителя. Однако поедем за ними. Приехали. Вот здание исполкома, а рядом — треста. Жена исполкомовского работника трудится в тресте,, жена руководителя треста — в ис- полкоме. Комнаты, где работают эти жен- шины, одинаковые, столы одинаковые, чер нила в авторучках одни и те же, ходят в один и тот же магазин. Но у одной коэф фициент полтора, а у другой на двадцать процентов побольше. У одной премии, ей самой неизвестно за что получаемые, а дру гой премии не положены. Чистят в городе канализацию. Колодцы одинаковые, грязь в них тоже, но за одина ковую работу платят разные коэффициенты к заработной плате. При этом работнику коммунальной службы меньше. И это толь ко за то, что он работник коммунальной службы Ну, скажите, кому не ясно, что разные коэффициенты надо платить за разный ха рактер работ, а не за принадлежность к разным ведомствам! Вам ясно. И мне тоже. Так кому не ясно? Д аж е тому, кто'городил ведомственные заборы через человеческие отношения, это тоже понятно. Понятна простая истина — стимулироваться должны более тяжелые условия труда, а не принад лежность к ведомству, выполняющему ра боту в более тяжелых условиях. Вот эту черту надо провести. Черту справедливого отношения к труду человека, независимо от того, в каком он ведомстве работает. Есть категория руководителей, манера работы которых — крупный план, этакий широкий мазок. Они готовы все перекроить, но перекроить масштабно, невзирая на мелочи. Д аж е если эти мелочи — рубцы я язвы в механизме управления, а этот меха низм вершит мотивами человеческих отно шений. Еще примеры? Шумит трасса строительства газопровода, перешагивает через леса и болота. Все слаженно, все четко, все по графику. Вдруг в ритме стройки что-то произошло, какой-то непонятный сбой. Что-то не то посередине этого большого болота. Как бы споткнулись о какую-то невидимую прег раду, незримую , черту. Впереди болото, позади болото— все вроде бы то же, но, однако, что-то есть? Действительно, есть нечто существенное —граница Ханты-Мансийского округа. Поза ди коэффициент 1,7, а впереди... впереди 1,3. Перешагнул рабочий через эту черту и уже что-то надо придумывать. То ли командировки людям выписывать для со хранения коэффициента, то ли «липу» в наряды писать. Вот такова она, эта незримая черта. И никому не ясно, как она согласуется с чертой справедливости. Заворочается, закрутится система управления для объяс нения перерасходов, убытков и тому по добных неприятных вещей. Полетят письма, приказы туда и обратно, обратно и туда. Есть работа аппаратам управления. Работа, которой могло бы и не быть. Нефтяники Томской области эту пробле' му решают оригинально. Прописали всех в г. Стрежевом, на который распространяется высокий коэффициент, а в другие районы нефтедобычи летают на работу. Хотя эти районы по своим условиям значительно хуже, чем район города Стрежевого (разве можно этот город сравнить с Васюганскими болотами!), но они не попали в тот пере чень районов, на которые распространяются льготы Крайнего Севера, крупно, масштабно отчеркнутые руководящим пером. Многие миллионы тратятся на преодоле ние этих незримых границ, преодолеваются трудности, которых могло бы и не быть. Победить мороз, болотные топи значительно проще, чем победить инструкцию. Для победы над природой нужны сильные и тру долюбивые люди, а для победы над инст рукцией нужны раздутые аппараты управ ления и изощренные у-мы умельцев обходить директивы и инструкции. Вот такие мысли были в моей голове, пока в компании цыган я переезжал незри мую черту Полярного круга, проходящую где-то по дну Оби между Салехардом и Лабытнангами. Интересно, есть ли инструк ции у цыган? Может быть, потому они так веселы, беззаботны и подвижны, что нет у них этих крупномасштабных документов? Счастливчики. * * Жили-были дед • да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Не простое —.золотое. Дед с бабой ахают и охают, а ]?«тух решил,-что-, рлрду^Г. индюку морду би|ь. ■ . Т 0 5 ж Есть такая интерпретированная сказка про курочку-рябу, золотые яички, удивлен ных деда и бабу, ревнивого петуха и ковар ного ,; индюка. Но. говорят, «сказка —• лоікьь,.- даг,8 иеЙ.. намек...» В , ,к 9 )іьсі)етном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2