Сибирские огни, 1985, № 10
на конкретном анализе стержневой идеи; Угрюм-река есть сама жизнь человеческая в ее течении, изменчивости и необратимости. Анализ образной системы, сюжетных ли ний, индивидуальных особенностей творче ского почерка писателя предстают слагае мыми теоретических размышлений более высокого порядка — о многомерности ре алистической символики, о формах худо жественной условности в произведениях социалистического реализма, об индивиду альном творческом методе писателя в рам ках общего направления. С большим интересом читаются страницы о спорных моментах в отзывах М. Горько го о романе. Ведь не секрет, что диалекти ка творческих связей М. Горького с писате- лями-современниками изображается в на шем литературоведении подчас или в ' упрощенно-идиллической форме, или в уз ких рамках формулы «учитель — ученик». Отношения М. Горького и В. Шишкова, тщательно прослеженные Н. Н. Яновским, убедительно показывают, что каждый из творческих контактов великого пролетар ского писателя имел свою историю, свой сюжет. И это — большая, серьезная тема, еще ждущая своего вдумчивого и беспри страстного исследователя. Рецензируемый труд во многом расширя ет и восполняет наши представления об историко-литературном процессе. Так, весь ма плодотворной представляется мысль Л. П. Якимовой о том, что одним из ре шающих факторов, повлиявших на форми рование В. Шугаева-художника, была ат мосфера литературного Иркутска 60—70-х годов, этого своеобразного «литературно го гнезда», выпестовавшего В. Распутина, А. Вампилова, М. Сергеева. В целом статья Л. П. Якимовой «Идейно художественные пути постижения личности в творчестве В. Шугаева» исполнена высо кого гражданственного пафоса. Страстная и полемически заостренная, она обращена к актуальнейшей проблеме — времени и че ловеческой личности, а точнее, к проблемам бытия и формирования души современного молодого человека. Последние десятилетия наполнили древ нее слово «душа» новым смыслом, вернули его в активный обиход литературы и искус ства, скорректировав его значение по А. Радищеву: «...Душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Итак, не просто внутренний мир человека, но мир, способный к сопереживанию, соучастию, состраданию. Формы персонификации духовного нача ла в произведениях В. Шугаева; своеобра зие сюжетов, определяемое предметом ху дожественного исследования; система об разов и новый характер движущего кон фликта — вот далеко не полный перечень вопросов, которые,решает автор, обращаясь к такой сложной теме, как «поэтика души». Академик Д. С. Лихачев однажды остро умно сравнил каждое новое произведение с шахматным ходом, меняющим соотноше ние сил на всей «доске» литературы. Быть может, одна из наиболее серьезных методологических трудностей состоит в умении «вписать» то или иное произведение в контекст культурного процесса, рассмот реть явления литературы в их живой соот несенности. Об этом статьи Б. М. Юдалеви- ча «Иван Кудинов. Ступени художествен ной зрелости», М. Д. Сергеева «Театр Александра Вампилова», С. С. Чернявской «Лирические миниатюры Ильи Лаврова». К сожалению, объем рецензии не позволяет подробно остановиться на этих работах. Авторы сборника идут по свежим следам литературных событий, анализируют мате риал еще не завершившегося живого про цесса, что несомненно усиливает интерес чи тателя к этому изданию. Н. СОБОЛЕВСКАЯ Юрий Бариев. Очертания ветра. Стихи. М., «Молодая гвардия», 1984. Это первый сборник поэта, вышедший на всесоюзное обозрение. Очевидно, что выход такого сборника, завершающего определенный этап газетных и журнальных публикаций, с особой наг лядностью должен выявить характер поэти ческого таланта автора, опыт его души, его художественную манеру. Что за индивидуальность этот далекий «северный» поэт? ’ Останется ли в моей читательской душе его поэтический голос? Окажется ли близкой его духовная систе ма? Какие поэтические находки ждут ме ня, читателя? Юрий Бариев пишет о Севере, о его суро вой природе. Он умеет из природных явле ний извлекать своеобразную романтику. Его стихотворения создают собирательный образ Севера с его метелями и бесконечной ночью, с кострами, разгоняющими темноту, и далекими звездами, с безмолвием беско нечных снежных просторов и трудным об разом жизни человека здесь. ...Т ак вот Мы и жили... Нет моей вины, что слова сложились в летопись зимы. Приверженность к Северу, гордость за этот край становится для Ю. Бариева его, так сказать, «генеральной думой» (А. Твар довский), и уважения заслуживает поэт, душа которого так крепко срослась с родными корнями, для которого обращение к родным источникам — сущность, содер жание творчества. В некоторых стихотворениях Ю. Бариева чувствуется фольклорная традиция. ...Сложили сети на приплёске. укрылись в чум. к огню поближе, чтоб сообща додумать думу, с которой жили наши деды: когда ж свернется, стихнет ветер, волною выброшен на берег? Когда опять заж гутся звезды глазами волчьими над мысом? Когда мы сеть наполним рыбой, чтоб накормить собак голодны х?... («Н а берегу при Карском море...») Но большинство стихотворений написаны в классической манере. Здесь есть несомнен ные удачи. В ряде стихов скупыми сред ствами автор создает и впечатляющую картину, и настроение. Догорит костер, в снегу шурша, как бы в почву мерзлую врастая. Дерева смолистая душа незаметно в воздухе растает... Вдруг услышу голос темноты, то ли это звезды зазвенели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2