Сибирские огни, 1985, № 10
«...Но он, Андрей Корнеев, сейчас знал точно; жизнь надо принимать такой, какая она есть, и стремиться хотя бы чуточку сделать ее лучше, что заботам не будет конца, ибо они — сама жизнь». Николай САМОХИН Литература Сибири. История и современ ность. Новосибирск, аНаука», 1984. Рецензируемый сборник — из серии из даний, сопутствующих выходу двухтомных «Очерков русской литературы Сибири». Очевидно, что огромный материал, подня тый во время работы над «Очерками», час тично остался «за бортом». Одновременно работа над двухтомником выявила необхо димость решения многих специальных проб лем, связанных с литературной жизнью Сибири прошлого и настоящего. Среди авторов сборника — люди, чьи имена не нуждаются в рекомендациях: Н. Н. Яновский, В. Г. Одинокое, Л. П. Яки мова, В. П. Трушкин; сотрудники сектора русской и советской литературы Института истории, филологии и философии СО АН СССР Е. А. Куклина, С. И. Гимпель, Б. М. Юдалевич, С. П. Рожнова, Н. Н. Кур- дина — специалисты, внесшие значительный вклад в исследование литературной Си- бириады. Сама этимология слова «сборник» гово рит об особом типе издания как о чем-то разрозненно-собранном. Действительно, сколько встречается сборников, оправды вающих свое буквальное название и явля ющихся конгломератом случайных в отно шении друг к другу работ. Рецензируемый сборник отмечен устойчи вым концептуальным единством, определяе мым уже самим заглавием «Литература Сибири. История и современность». Он су щественно дополняет картину общерусско го историко-литературного процесса. Но это — лишь первая ступень. Движение ли тературы Сибири рассматривается в русле развития, обогащения и совершенствования реалистического метода, диалектика разви тия которого неизбежно вела к методу социалистического реализма. Миновали те времена, когда в науке о литературе все казалось безоблачно ясным: и содержание терминов, и очередность ли тературных направлений, и принадлежность того или иного художника к определенному стилю. Последние два десятилетия суще ственно изменили положение вещей. Лите ратуроведение активно преодолевает инер цию мышления, вырабатывает новую систе му аргументации, утверждает новые мето ды исследования. В русле этих поисков ведут свои иссле дования и авторы сборника. На новом материале, в новых аспектах выявляются внутренние закономерности литературы в их связи с широкими общественными зако номерностями. Деятельность каждого ху дожника рассматривается как социокультур ная необходимость, как закономерное зве но в развитии эстетического и обществен ного сознания эпохи. В этом отношении заслуживает особого внимания статья Е. А. Куклиной о книге Н. Астырева «На таеж ных прогалинах». Автор не грешит против 172 точности и научности подхода: не преувели чивая масштаб публицистического дарова ния Н. Астырева, но и не преуменьшая его, Е. А. Куклина одновременно трактует кни гу как общественный поступок, заслуживаю щий благодарной памяти потомков. Несомненное достоинство сборника — в сочетании теоретической постановки задач и их конкретно-исторической разработки. Несмотря на разноплановость, на обилие разнородного материала, книга достаточно цельная. И этому в значительной степени способствуют три работы, составляющие своеобразный цементирующий фундамент сборника и определяющие его научное ли цо. Это статьи В. Г. Одинокова о художе ственном историзме К. Рылеева, Н. Н. Янов ского об «Угрюм-реке» В. Шишкова, Л. П. Якимовой о творчестве современного писа теля В. Шугаева. Если идти от предмета исследования этих статей — он образует своеобразную триаду; история — судьба — человек, опре деляющую основные идейно-эстетические проблемы, вечные и всякий раз новые. Статья В. Г. Одинокова «Поэзия свободы и проблема художественного' историзма в поэме К. Ф. Рылеева «Войнаровский», на писанная на материале всего одного произ ведения, выводит поставленную проблему в общий контекст творчества К. Рылеева и, раздвигая его,— в литературный контекст эпохи. Анализируемый материал дает воз можность ученому поставить актуальней шую теоретическую пробле.му об изменчи вости «историзма» как эстетической кате гории. Статья доказывает несостоятельность бытующих в литературоведении суждений об антиисторизме рылеевской поэзии. В. Г. Одиноков решает вопрос о художественной специфике рылеевского историзма как яв лении глубоко индивидуальном, подчинен ном целям и задачам времени и определяе мом особенностями того направления, в рамках которого развивалось творчество поэта. К работе В. Г. Одинокова примыкают по проблемной направленности статья Н. Н. Курдиной «У истоков поэтики сибирско го пейзажа в русском романтизме» — серь езная и обстоятельная работа, исследующая сибирский пейзаж как компонент романти ческой структуры, и статья С. И. Гимпель о закономерностях взаимодействия вымысла и документализма (на материале романа А. Коптелова «Точка опоры»). Несомненным украшением сборника явля ется статья Н. Н. Яновского «Роман Вяче слава Шишкова «Угрюм река». Это — свое образный монографический этюд об одном произведении, жанр достаточно редкий в нашем литературоведении. Работа демон стрирует широкий, панорамный охват мате риала, который подан в самых различных аспектах: творческая история романа, место его в творческой эволюции художни ка; авторская концепция человека, истории и общества как центральная и определяю щая для анализируемого эпического полот на. Вписывая произведение Вяч. Шишкова в один ряд с такими шедеврами со ветской классики, как «Дело Артамо новых», «Тихий Дон», «Хождение по мукам», Н. Н. Яновский строит статью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2